Давно
уже на российском рынке превалируют катушки не отечественного
производства. На упаковочных коробках, на самих катушках, в торговых
каталогах - технические параметры изделий и их составные части в
основном обозначены на английском языке, будь то катушка азиатского,
западноевропейского или американского происхождения. И споры и недоумения среди рыболовов о
присутствии в конструкции тех или иных катушек различных устройств и
механизмов не иссякнут, покуда продавцы их не будут снабжать нас
нормальными техническими описаниями на русском языке. А сейчас ведь
можно прочитать и про "антифрикционный подшипник", и про бесконечный
винт, ошибочно называемый "червяком", да мало ли еще чего. Серия
публикаций в рубрике "Как это по-русски?", надеемся, поможет
разобраться в содержимом различных рыболовных снастей. Итак, для начала
- немного про безынерционные катушки.
ABS (ADVANCED BALLISTIC SYSTEM) SPOOL - шпуля
улучшенной для заброса системы. Ранее, в девяностых годах, ABS
расшифровывалась как ANTI-BACKLASH SYSTEM - буквально система против
соскальзывания (витков лески). И та, и та расшифровка верно отражают
особенности шпули, имеющей боковой профиль в виде обратного конуса. Благодаря
такому профилю при подмотке (тип намотки лески - перекрестный)
создается натяжение, достаточное для препятствования самопроизвольному
соскальзыванию верхних витков лески, намотанных хоть под самый бортик
шпули, - что и способствует увеличению дальности заброса. Этого мало: и при неравномерной подмотке
(возьмите, к примеру, проводку поппера) витки лески также сами собой не
слетают, а это значит - долой "бороды" при забросе. Помимо этого,
"обратный конус" позволяет устанавливать фрикционные диски большей
площади в переднем тормозе, что увеличивает предельно допустимую
нагрузку для того (см. MAX. DRAG POWER). На фото 1 - с лева направо:
шпуля обычная под монолеску, шпуля ABS под "плетенку", шпуля LONG CAST,
шпуля ABS под монолеску.
ADJUSTIBLE LINE LAY - (регулируемая намотка
лески) - система для катушек с передним тормозом, дающая возможность
выбора разных вариантов формы намотки лески (прямой конической,
обратной конусности или цилиндрической) - в зависимости от количества
установленных под шпулю прокладок, дополнительно поставляемых в
комплекте. То же, что и WINDING SHAPE ADJUSTMENT
AERO
WRAP - (фигурально - превосходная намотка) - система намотки лески
плотными параллельными витками, что дает возможность леске сходить со
шпули равномерно с минимальным трением (фото 2).
AIR BAIL (дутая дужка) - полая цилиндрическая
дужка лесоукладывателя, обычно - из титана или высококачественной
нержавеющей стали (фото З). Очень легкая, но достаточно жесткая. По
сравнению с проволочной дужкой, у этой - мягче удар по леске. Современные модели выполняются с коническим
основанием (обозначение - NON-BENT А.В., NON-TANGLED А.В.),
препятствующим после выполнения заброса захлестыванию лески за опорную
стойку лесоукладывателя в момент закрытия дужки.
AIR METAL CONCEPT - (скорее всего, это можно
перевести как "концепция применения авиационного металла") -
обозначение, указывающее, что у катушки изготовлены из магниевого
сплава (в среднем - на треть более легкого, чем высококачественные
алюминиевые сплавы той же прочности) ротор, корпус и рукоять. Кроме того, модели катушек этой концепции
оснащаются легчайшими шпулями (например, из поликарбоната) и деталями
передаточного механизма - тоже из легких, но очень прочных современных
материалов. В итоге это приносит малую массу катушки в целом, легкость
ее хода и чувствительность - при сохранении высокой надежности и
достаточной мощности.
AR-B
(ANTI-RUST BEARING) - антикоррозионный подшипник. Высококлассное
изделие из нержавеющей стали хороших марок. По стоимости в несколько
раз дороже обычных шарикоподшипников, но и рабочие характеристики
здорово лучше. Разрабатывались специально для рыбалок в водоемах с
соленой водой.
BAIL ARM - дужка лесоукладывателя (фото 4 - сплошная дужка).
BAIL SPRING, LIFETIME BAIL SPRING - пружина
системы фиксации в открытом положении дужки лесоукладывателя; "вечная"
(ха!) пружина дужки (фото 5).
BAIT RUNNER SYSTEM (а также BITE N'RUN, HIT AND
RUN SYSTEM, FREE SPOOL SYSTEM) - система убегающей приманки.
Дополнительный механизм для катушек среднего и большого размеров с
задним фрикционным тормозом, использующихся для донной или живцовой
ловли. Позволяет после заброса с помощью специальной
клавиши (FREE SPOOL LEVER) растормаживать шпулю при закрытой дужке
лесоукладывателя и мгновенно вернуть поворотом катушечной ручки
исходное, до заброса точно выставленное тормозное усилие, когда
запонадобится подсечь и вываживать рыбу. Оснащается кольцом (или верньером) грубой настройки, регулирующим величину стягивающего усилия (фото 6).
ВВ (BALL BEARING) - просто-напросто
шарикоподшипник. В катушке их может быть аж до 15 штук, другой
вопрос-какого качества (фото 7).
BRAKE SYSTEM - тормозная (фрикционная) система. То же, что и DRUG SYSTEM.
BUILD-IN-ROLLER, BUILT-IN-ROTOR (встроенный
ролик, встроенный в ротор) - система крепления дужки лесоукладывателя с
внутренней стороны ротора. Повышает прочность и надежность всего узла и
предотвращает попадание лески внутрь механизма катушки. Если дужка
крепится снаружи ротора - это обозначается OVERSIZED ROLLER.
CALIBRATED
FRONT DRAG KNOB, MICRO PITCH FRONT DRAG - градуированный регулятор
переднего фрикционного тормоза, микрошаговая (регулировка) переднего
тормоза. Система регулировки тормозного усилия фрикциона
большой точности - порядка полусотни и более фиксированных и, главное,
помеченных положений на оборот регулятора (фото 8). Важно при ловле
тонкими лесками - всегда можно точно выставить требуемое усилие
стягивания при смене диаметра лески.
CRBB (CORROSION RESISTANT BALL BEARING) -
сопротивляющийся коррозии подшипник. По качеству аналогичен AR-B, но
этот шарикоподшипник - закрытого типа, там сепаратор с шариками
дополнительно защищен с торцевых сторон манжетными уплотнениями (SHIELD
BB, DOUBLE SEALED BB), противодействующими проникновению внутрь
подшипника абразивных частиц (фото 9).
DIGIGEAR
- (сокращение от DIGITAL GEAR DESIGN - буквально "цифровой (в смысле -
компьютерный) расчет передачи"), HYPERGEAR - суперпередача. Так
обозначаются зубчатые передачи, изготовленные на станках с цифровым
программным обеспечением, где можно добиться максимального пятна
контакта ведущей шестерни и бронзового червячного колеса (фото 10), что
способствует максимально равномерному распределению нагрузок в
передаточном механизме и увеличению тяговых характеристик катушки. Понятно,
что зубчатая передача такой трудоемкости (говорят, изготовление ведущей
шестерни занимает не менее получаса) делается для катушечных моделей
топовых серий.
DOUBLE HANDLE - рукоятка, двойная рукоятка.
Двойная рукоятка (фото 11) дает лучшую сбалансированность при вращении,
входит составной частью в DYNA BALANCE SYSTEM (см. ниже)
DYNA BALANCE SYSTEM - система динамической балансировки (то же, что и GYRO SPIN BALANCED - отбалансировано во вращении).
Эта надпись говорит о том, что изготовителем была
проведена сложная операция общей балансировки элементов кинематической
схемы безынерционной катушки - от клавиши рукояти до дужки
лесоукладывателя, сводящая к минимуму паразитические вибрации и биения
в ее узлах, что в итоге обеспечивает мягкую работу механизма.
DIRECT
DRIVE HANDLE - рукоятка прямого привода. Эта рукоятка ввинчи вается
непосредственно в передаточный механизм, в результате чего между
рукояткой и механизмом не остается люфта (фото 12).
FIGHTIN' DRAG - буквально: тормоз для борьбы,
т.е. тормоз для вываживания. Дополнительное устройство в заднем
тормозе, позволяющее очень быстро, поворотом кольца с рычагом большим
пальцем, увеличить (MORE) или ослабить (LESS) тормозное усилие
фрикциона при вываживании рыбы (фото 13). В нейтральном же положении
(определяется по щелчку) восстанавливается стягивающее усилие, заранее
выставленное в зависимости от применяемой лески.
FLOATING SHAFT - плавающий вал. Система передачи
движения, когда подшипники размещены по краям главного вала, в итоге
подача шпули катушки осуществляется плавно, при этом минимизируется
возникновение поперечных люфтов, в итоге увеличивается долговечность
механизма.
FLUIDRIVE
GEARING SYSTEM - плавно-движущийся зубчатый механизм. Это значит, что
шестерни главной пары передаточного механизма - увеличенного размера, с
зубьями специальной формы, к тому же шлифованные и притертые. Все это
увеличивает мощность катушки и плавность ее хода.
FRONT (FRONT-MOUNTED) DRUG - передний (спереди расположенный) тормоз. Более удобен для спиннинга.
GEAR RATIO - передаточное число. Определяет, как
быстро наматывается леска при вращении рукоятки. Если передаточное
число 6:1, то при одном полном обороте рукоятки катушки
лесоукладыватель совершает 6 оборотов. Обычно в диапазоне от 3,2:1
(спиннинг) до 6,2: 1 (поплавочная ловля).
HYBRID ALUMINIUM BODY - гибридный алюминиевый
корпус. Это обозначение гибридного соединения алюминия и
граффитосодержащих синтетических материалов, позволяющее при сохранении
необходимой прочности значительно облегчить изделие, в частности -
корпус катушки (фото 14).
INFINITE
ANTI-REVERSE - сверхчувствительный антиреверс, INSTANT ANTI-REVERSE -
мгновенный антиреверс, SUPER STOPPER - быстрый стопорный механизм. Еще
- CONTINUOUS ANTI-REVERSE - антиреверс постоянного действия.
Все это - обозначения систем быстрой блокировки
обратного хода катушки в виде обгонной муфты (см. ROLLER BEARING -фото
75), разница между ними - не принципиальная. При включении с помощью специального рычажка
практически намертво стопорит обратное вращение ротора у безынерционных
катушек, свободное вращение рукоятки исключено. Применение этой системы позволяет поддерживать
постоянный контакт с приманкой, а при поклевке рыбы мгновенно сделать
подсечку, исключая ударные нагрузки на шестерни передаточного
механизма. Иногда в такой системе сочетают обгонную муфту и храповик:
если даже подведет муфта, стопор все равно не выйдет из строя.
LINE CAPACITY - лесоемкость шпули. Выражается как в метрах, так и в футах, ft (1фут = 30,48 см).
LINE/HANDLE TURN -это длина лески, наматываемая при одном обороте рукоятки катушки.
LINE ROLLER - ролик лесоукладывателя.
LINE KEEPER CLIP - клипса для зажима лески (фото
16). Очень удобно для фиксации дальности заброса при, скажем, донной
ловле - после забрасывания на нужную дистанцию, в клипсу заводится
леска и только потом начинают подматывать.
LONG
CAST SPOOL (GYPER CAST, MATCH SPOOL) - шпуля для дальнего заброса.
Конусного профиля удлиненная шпуля, у которой соотношение расстояния
между щечками катушки и диаметром переднего бортика - не менее 0,4 (см.
фото 7). У шпули данной конструкции верхняя часть
намотки находится в опасной зоне "сдергивания", поэтому основное
требование при использовании LC - сохранение свободной от лески зоны
бортика не менее 2-3 мм.
MAIN SHAFT - главный вал передаточного механизма, на котором установлены ротор и шпуля.
MAX. DRAG POWER - максимальное тормозное усилие. Предельно допустимая нагрузка для фрикционного тормоза конкретной катушки.
ONE TOUCH FOLDING HANDLE (одним движением
складываемая рукоятка) - у некоторых моделей катушек рукоять
складывается в транспортировочное положение при нажатии на кнопку,
расположенную у ее основания (фото 17). Обозначается также QUICK SNAP -
быстрая защелка.
ONE TOUCH SNAP OFF SPOOL - одним движением
снимаемая шпуля. Такие шпули, освобождаемые с вала ротора при помощи
кнопочного механизма, характерны для катушек с задним тормозом (фото
18).
POSITIVE BAIL, POSITIVE CLICK BAIL - принудительно (т.е. вручную) откидываемая дужка, откидываемая со щелчком.
Конструкция возвратного механизма дужки
лесоукладывателя. Обеспечивает ее надежную фиксацию, исключающую
опасность обрыва лески при забросе.
POWER ROLLER - ведущий ролик (фото 19). То же,
что и TWIST BUSTER (фото 20) - уничтожитель перекручивания. Еще -
ANTI-TWIST LINE ROLLER.
Ролик лесоукладывателя, входящий в систему
противозакручивания лески. Это конусный ролик с полусферическим
углублением, фиксирующим леску в определенной плоскости, что
способствует значительному снижению степени перекручивания лески - до
20 - 40%. Вращается на микро-шарикоподшипнике, рассчитан
на большие нагрузки. Часто - со стойким антифрикционным и
антикоррозионным покрытием, например - из нитрида титана. Требует
постоянного ухода: его следует обслуживать (чистить и смазывать) даже
чаще, чем всю катушку.
REAR (REAR-MOUNTED) DRUG - задний (сзади расположенный) тормоз. Более удобен для неспиннинговых видов ловли.
REVERSIBLE HANDLE, CONVERTIBLE HANDLE, RIGHT/LEFT
HANDLE - переставляемая ручка. Система установки ручки, позволяющая
легко расположить ее как с левой стороны катушки, так и с правой.
RB (ROLLER BEARING) - роликовый подшипник. На
деле - это не столько подшипник, сколько обгонная муфта, входящая в
состав системы стопора обратного хода для ротора. В рыболовных катушках
ставится на главном валу.
RCC (ROTOR CAST CONTROL) - контроль ротора при
забросе. Во время броска и при открытом положении дужки
лесоукладывателя система удерживает ротор в неподвижности - для защиты
от самосброса дужки.
SLOW OSCILLATION, SUPER SLOW OSCILLATION (SSO) -
медленное колебание, сверхмедленное колебание (шпули) - (то же, что и
CLOSE WINDING SYSTEM - система плотной намотки, SILENT OSCILLATION -
тихое качание). На катушках с этой системой вертикальную подачу шпули
обеспечивает кривошипный механизм с минимальным количеством деталей. В каретке механизма сделан паз специального
профиля, который и обеспечивает равномерность возвратно-поступательного
движения шпули. Этот простой механизм характеризуется малыми потерями
на трение, надежен, практически бесшумен. В то же время он обеспечивает ровную намотку:
витки лески укладываются вплотную и параллельно друг к другу, один слой
поверх другого, ниже верхнего слоя не остается незаполненного
пространства, куда верхний слой лески мог бы попасть. Когда дужка открыта и шпуля разматывается при
забросе, леска сходит со шпули беспрепятственно. Катушки с этой
функцией поставляются с дополнительными опорными шайбами шпули для
оптимизации формы наматывания в зависимости от диаметра лески.
ТВ (TWIST BUSTER) см POWER ROLLER
TRIANGULAR ROTOR - треугольный ротор. Эта
конструкция ротора исключает вибрацию при вращении, а также увеличивает
жесткость и уменьшает инерционность катушки (см. фото 11).
VARISPEED SYSTEM, 2 SPEED SYSTEM -
разноскоростная система, двухскоростная система. Система
двухскоростного колебания шпули. Это более совершенный способ укладки
лески на шпулю при намотке. Суть его заключается в том, что при
вращении ротора возвратно-поступательные движения шпули происходят с
различной скоростью. Вперед
шпуля движется быстро, а назад медленнее. Это позволяет виткам лески
ложиться на шпулю без перехлеста и улучшает размотку при забросе.
WATERPROOF DRAG - влагозащищенный тормоз. Это
всего лишь значит, что фрикционные шайбы тормоза выполнены из
высококачественного графита.
WEIGHT - масса катушки. Пишется и в единицах СИ,
т.е. граммах, и во внесистемных единицах - например, в унциях (Oz), 1
Oz = 28,4r.
WORM SHAFT SYSTEM - система червячного вала. То,
что мы называем "бесконечный винт" (фото 21). Правильное название -
винтовая передача с бесконечным винтом. Просто пишется она по-английски
так же, как и червячная передача - endless screw. И хотя по сути "червяк" и "бесконечник" -
ближайшие родственники, но функционально первый предназначен для
обеспечения большого передаточного отношения (аж до 300!) между
скрещивающимися валами, и червяк является ведущим элементом, а второй -
винтовая передача с небольшим передаточным числом (в нашем деле - до 8)
и бесконечный винт - ведомым. Собственно, он-то и способствует тому, что
катушечная шпуля при вращении рыболовом рукоятки совершает
возвратно-поступательные движения.
Разумеется, от этой детали зависит качество и
тип намотки лески. Катушки с "бесконечником" специализируются на так
называемой крестообразной намотке, которая является на сегодняшний день
наиболее практичной.
Для некоторых фирм и моделей это достигается
посредством разности углов захода канавок "бесконечника", и получается,
что скорость движения шпули в разных направлениях неодинакова, за счет
чего леска ложится на шпулю крест-накрест. Так как витки при такой намотке не цепляются
друг за друга, дальность заброса увеличивается, а число случаев
запутывания лески (тем более - "плетенки") сокращается.
|