Вблизи густонаселенных мест рыба
измельчала: крупную или выловили, или извели промышленными стоками.
Хорошую рыбу приходится искать не только "где глубже", но и "где
дальше". И многие приобретают портативные лодки, и едут с друзьями на
действительно рыбные реки. О плавсредствах и об их мореходных качествах
- разговор отдельный, а вот препятствия на реках, усложняющие сплав и
представляющие опасность, всегда одни и те же для любых лодок.
Можно, конечно, плавать и
по равнинным спокойным рекам, на которых нет естественных препятствий,
но берега их, кроме как на Крайнем Севере, населены так же густо, что и
вблизи вашего дома. Да и самые-самые настоящие рыбы: форель, хариус,
ленок, лосось, таймень - живут в быстрой и чистой воде порожистых рек.
Многие, проводя отпуск, сплавляются по таким рекам. Сможете и вы, но
вот безаварийность сплава зависит не столько от сложных препятствий на
реке, сколько от серьезности вашей подготовки к их безопасному
преодолению.
А река от начала
маршрута, к которому, допустим, есть возможность подъезда, может потом
убежать в совсем ненаселенную местность, и в аварийной ситуации вам
надо будет рассчитывать только на собственные силы и возможности.
Именно поэтому сплавляться надо группой в составе не менее 4-6 человек
и 2-3 лодок. Тогда при аварии одной из лодок ей будет оказана
действительная помощь, и потери будут минимальными.
Но вот больше трех лодок
- плохо: на всех не хватает внимания руководителя похода. Раз сборная
команда из нескольких городов сплавлялась по реке Ока в Саянах. В
группе было четыре лодки, и перед развилкой у острова одна из них
отстала. Три лодки пошли по правой протоке, а отставшая - по левой, где
оказался непроходимый завал. На завале лодка перевернулась и один из
участников погиб. Второй сумел выбраться на левый берег. Четыре дня он
шел по левому берегу, питаясь черникой и грибами, которые варил в
найденной консервной банке. Непромокаемые спички у него были. А
руководитель организовал поиски друзей только на острове и по правому
берегу.
Но Саянская Ока - это
сложнейший спортивный маршрут, а если в походе ставятся не спортивные,
а рыболовные цели, то и маршруты должны быть попроще - где препятствий
поменьше. Совсем без препятствий быстрых рек не бывает, а то, что они
встречаются редко, притупляет внимание - и опасное место возникает
неожиданно. А когда скорость воды больше скорости вашей лодки, тогда
для решения вопроса о способе прохождения порога или шиверы или же о
срочном причаливании к берегу у вас будут считанные секунды. Это как на
машине: катишь в автомобильную пробку на перекрестке, а тормозов нет.
Все разнообразие
естественных препятствий на быстрых реках можно разделить по типичным
признакам. Часто встречается не одно препятствие, а несколько разных,
следующих друг за другом. Разделив при просмотре весь комплекс на
составляющие, да оценив вероятность безаварийного прохождения каждого в
отдельности плюс опасность аварии вначале или середине, можно решать -
проходить сплавом или обносить сложный участок реки. Иногда обносят
только одну лодку и спускают ее на воду ниже препятствия на страховку,
чтобы вылавливать, в случае неудачи, плывущих сверху.
Основные препятствия, опасные для сплава
Водосливы
Это
сужения русла с перепадом уровня воды (фото 1). От правого и левого
мысов, ограничивающих водослив, идут вниз косые валы. Сам слив с
гладкой водой и заметным перегибом уровня имеет форму треугольника.
Внизу слива, после схождения косых валов, крутятся друг за другом, но
на одном месте, несколько стоячих волн. Первый вал - самый большой, и
под него уходит быстрый поток воды со слива. В верхней части этого
первого стоячего вала (иногда называемый "бочкой") вода движется назад,
навстречу общему направлению реки. На мощных водосливах бывает, что
легкие лодки, особенно надувные, утыкаются во встречный поток стоячего
вала - и их отбрасывает назад под струю слива. Если лодку развернет
поперек, то переворот почти неминуем. Чтобы преодолеть останавливающий
эффект стоячего вала, нужен сильный разгон судна на самом сливе и
энергичный гребок вперед в момент встречи с валом. Незапалубленные
лодки получают по несколько ведер воды внутрь на каждом стоячем валу.
Лучше вещи на носу прикрыть брезентом или полиэтиленом и обвязать
веревкой. Для задраенных байдарок сливы со стоячими валами почти не
опасны, но весла нельзя держать поперек, а то, ударив по лопастям, вал
выбросит гребца из лодки. Лучше делать энергичный гребок при входе на
вал. Несмотря на волны, в вершине слива подводных камней обычно не
бывает.
Есть
способ прохождения водосливов не напрямую - через вершину треугольника
внизу слива и стоячие валы, а вбок, через косые валы в стоячую воду за
мысом, сужающим реку. Этот способ опасен тем, что лодка, разогнавшись
на сливе, попадет поперек инерции своего движения в стоячую воду,
которая как бы хватает лодку за днище и останавливает за разворотом, а
инерция массы верхней части лодки и людей направлена вниз по течению.
Байдарочники на таких крутых виражах делают как мотоциклисты -
наклоняются внутрь поворота так, что иногда макают локти в воду.
А в тихой воде около водослива любит стоять крупная хищная рыба, ожидая добычи, падающей сверху.
Крутые повороты реки, прижимы
Вообще-то реки прямо не
текут, а стараются "меандрировать", т.е. быть извилистыми. Термин
произошел от названия южноамериканской реки Меандр, где ученые впервые
всерьез начали изучать это явление. Сложные законы гидродинамики, по
которым происходят завихрения русловых потоков, не наша компетенция, но
практические выводы о том, как река и вода в ней изменяют на поворотах
скорость и направление течения - знать надо.
На
поворотах вогнутый берег будем называть внешним, а выпуклый -
внутренним. В нижней части внешнего течение всегда быстрее, и оно
размывает крутой и часто обрывистый берег. После мыса, обозначающего
следующий поворот реки, струя уходит к другому берегу, который
становится внешним, а у внутреннего образуется тиховодье и оседают
частицы грунта, размытого сверху - образуются пляжи. На поверхности
реки верхние слои воды, по инерции, стремятся к внешнему крутому берегу
и, подмывая его, уходят вниз ко дну. Образуется свальное боковое
течение, прижимающее к крутому берегу (фото 2). Чем круче падение реки
и выше скорость течения, тем опаснее такие прижимы. Ситуация
усугубляется в половодье, когда высокая вода затягивает лодку под
деревья и кусты. Ветви хлещут по лицу пассажиров - и те инстинктивно
откидываются в сторону воды к борту, который притапливает струя, а
другой борт выдавливается на берег. Почти всегда лодки переворачиваются
от берега. Очень опасны и отдельные деревья, стоящие "по колено" в
воде.
В первомайском походе по
реке Вьюн на Карельском перешейке байдарку моего приятеля снесло близко
к берегу - и ее нос попал в щель между береговым обрывчиком и березой,
стоявшей в воде. Сильная весенняя струя даванула на корму так, что
байдарка сложилась вокруг березы. Шпангоут сломался, а все продольные
трубки набора согнулись. Ноги переднего гребца зажало так, что,
выдергивая их, он остался без сапог, но ведь и ноги могло сломать.
Особенно
опасно, если мощная река подмывает на повороте обрывистый берег так,
что образуется длинная полупещера-карман, в глубине которой струя
уходит вниз. Раз на надувном плоту мы проходили трехкилометровое ущелье
- "Трубу Худгифа" на реке Матча (Верхний Зеравшан). Уже на выходе из
этой "трубы" река круто поворачивала вправо, а слева, под нависающими
зубастыми скалами, была глубокая ниша, в которую ударяла основная струя
и уходила куда-то вниз, чтобы потом вспучиться бурунами посередине.
Казалось, что сказочный дракон заглатывает реку. Рев воды заглушал
команды рулевого. Справа, у выпуклой скалы, торчали острые зубья
каменных ножей, расчесывающих пенную воду. Мы пошли не на зубья, а в
пасть дракона. Развернув лодку поперек ущелья, мы яростно выгребали из
драконовой глотки, а в метре над головами проносились мокрые от брызг
каменные зубы.
Классические извилины
реки - с переходом струи от одного берега к другому, с крутоярами и
пляжами -бывают только на равнине и если грунт в русле реки легко
размывается. Гидродинамика быстрых рек, имеющих большой уклон и
скорость течения, осложняется тем, что легко размываемые породы
перемежаются выходами скального грунта, прорываясь через которые река
создает уже более сложные препятствия.
Камни
Отдельные камни в русле
встречаются даже и на спокойных, медленных реках. Камни (фото 3) бывают
надводные, подводные и полуподводные, т.е. такие, которые сверху
закрываются набегающей водой, а при взгляде снизу видно 20-40 см голого
камня - в зависимости от силы течения. Если течение реки не усложнено
завихрениями и свалами, то редкие надводные камни не опасны и легко
обходятся. Подводные камни можно заметить по характерному треугольнику
малого водослива с буруном на конце. Сам камень расположен чуть выше
начала слива. При сплаве быстро приходит опыт, позволяющий по буруну
определить глубину воды над камнем и возможность вашего судна пройти
над ним. Полуподводные камни часто при взгляде с низкой лодки сверху
бывают не видны. Бурун за ними обычно скрыт набегающей волной. Если
камни расположены на поворотах реки, то надо учитывать возможность
боковых свальных течений при решении вопроса, с какой стороны их
обходить. А решать надо быстро.
Шиверы
В
Европейской части России любое значительное увеличение уклона реки, а в
русле есть крупные валуны или выходы скальных пород, называют порогом
(фото 4). В Сибири же порогом зовется только короткий участок реки со
значительным уклоном и выходом скальных пород. Более протяженные
участки реки, на которых вода падает круче, чем на соседних, а в русле
много препятствий в виде камней, сливов, высоких волн, прижимов и
завихрений течения - такие называют "шиверой". В нижнем течении реки,
где скорости потоков небольшие, а в русле - только песок и галька,
шиверы вырождаются в перекаты.
Шиверы - наиболее
характерные препятствия для рек Кольского полуострова (фото 5),
Карелии, Архангельской области, притоков Печоры и Оби. На протяжении
сотен метров или даже километров река несется среди камней, то сливаясь
в мощный поток с крутыми волнами, то разбегаясь среди камней, чтобы
снова собраться уже под другим берегом. Постоянно нужно думать, куда
идти и как обходить ближайшее препятствие, чтобы не попасть на
следующее. Решать надо очень быстро - река не ждет. Сложные шиверы
следует просматривать с берега, а длинные - проходить по частям. При
просмотре надо намечать путь движения, замечать или специально
выставлять ориентиры, ставить сигнальщиков-махальщиков, намечать места
причаливания.
На шиверах есть где порезвиться спиннингистам. Это их Эльдорадо.
Пороги
Как уже говорилось,
порогом считается более короткий участок реки, но со значительным
уклоном и явно выраженным сливом. Слив может быть не один, а несколько
следующих близко друг за другом и осложненных поворотами русла, камнями
и волнами (фото 6). Описать природное многообразие порогов невозможно,
но каждый конкретный порог обычно подробно описан в туристской
литературе и дана схема его безопасного прохождения. Но уж коль выпал
из лодки в бурную воду на пороге или шивере, то надо плыть на спине
ногами вниз по течению, чтобы камни встречать подошвами сапог, а не
головой. И если сложность порога или недостаточность вашего опыта не
гарантируют безопасность его прохождения, надо, отбросив амбиции и
лень, обнести по берегу и лодки, и вещи. Чем дальше на восток, тем чаще
за камнями внизу порогов ждут свою добычу большие таймени. Рыбная
мелочь падает с порога слегка обалдевшая.
Суводи, Уловы
"Суводь" название
европейское, а "улово" - сибирское. В сущности, суводи - это большие
медленные водовороты по сторонам от водосливов или за мысами на
поворотах реки (фото 7). На мощных реках разница между скоростью
основного потока и водой в суводи бывает очень велика. На шиверах и
порогах возникают малые суводи за препятствиями или даже за большими
камнями. Вход лодки со струи в суводь опасен именно разницей скоростей
между основным потоком и стоячей водой в суводи. Лодка,
имеющая большую скорость и инерцию вниз по реке, при заходе в суводь
резко тормозится за подводную часть носовой оконечности. Как правило,
при повороте в левую суводь опрокидываются на правый борт, а при
повороте направо - через левый. Нужен опыт чтения воды, чтобы в нужный
момент создать крен в сторону поворота препятствующий оверкилю. Опасно
при заходе в суводь ставить лодку поперек реки. Скорость сноса на
основной струе бывает еще очень велика.
При заходе в суводь на
реке Кара-тал, впадающей в озеро Балхаш, погиб мой друг Юра. Надувной
катамаран прошел сложный порог, и уже на выходе решили зайти в суводь у
правого берега. Развернув судно направо поперек реки, сделали несколько
сильных гребков к суводи. Лопасть Юриного весла попала на подводный
камень, а рукоятка ударила в грудь с такой силой, что сердце
остановилось.
Есть способ безопасного
ухода со струи в суводь. Для этого, без разворота, энергично гребут
назад, т.е. табанят, наискось приближая корму к суводи. Разница
скоростей становится меньше, а стоячая вода хватает судно за корму и
тормозит. Струя потока отжимает судно в суводь. Таким способом удобно
заходить в мелкие суводи за камнями на шиверах, чтобы передохнуть и
осмотреться. Стоять в суводи за камнем можно почти без усилий, только
немного подруливая. Так должна стоять и страхующая лодка ниже опасного
участка, по которому сплавляются остальные лодки.
А по площади больших
суводей-уловов любят гулять хариусы, собирая что-то с поверхности среди
вертящегося мусора. Более крупная хищная рыба стоит вблизи маленьких
водоворотиков, обозначающих линию раздела потоков. Очевидно, мелкую
рыбешку, попадающую из сильной струи в тиховодье, так закручивает, что,
обалдевая, она теряет осторожность.
Завалы
Начало завалу создает
застрявшее на отмели или среди камней плывущее сверху дерево. К нему
прибивает другое, пятое - и вот уже река становится непроходимой.
Особенно быстро завалы возникают и растут во время весеннего паводка,
когда река смывает с берегов много плавучего мусора. Потом завалы
остаются на месте на много лет (фото 8). Весной же, во время ледохода,
льдины обламывают нижние гнилые ветви и сучья, т.к. ледоход бывает
раньше самой высокой воды половодья. И под завалами образуются пустоты.
Завалы
опасны тем, что вода проходит сквозь них, а прижатую лодку и людей
затягивает под завал. На реке Гауя в Латвии весной группа байдарочников
вечером подошла к одному такому завалу. Решили обносить его на
следующее утро по правому берегу, а удобная для ночлега поляна была на
левом берегу. Утром, собрав по-быстрому вещи, стали перевозить их на
другой берег. Часть лодок уже понесли вниз за завал. А одна девушка,
перевозившая на последней лодке кучу рюкзаков, задела днищем о корягу и
перевернулась. Несмотря на одетый спасжилет, ее затащило сильным
течением под завал. Тело сумели достать только через 2 недели, когда
спала высокая вода.
Опасны завалы,
образующиеся из застрявших бревен на реках с молевым сплавом. У
сплавщиков такие завалы называются "ежи". Однажды мы сплавлялись вместе
с бревнами по нижнему течению реки Кемь в Карелии. По вогнутым берегам
и на островах, куда струя прижимали плывущие бревна, на километры
топорщились в беспорядке колючие "ежи". Плывущие бревна ограничивали
маневр и пытались оттеснить наши лодки на камни или на эти "ежи". Лодку
моих друзей бревна прижали к "ежам", но спортивные ребята схватились за
нависающие бревна и не только сами сумели вылезти повыше, но и свою
байдарку удержали и привязали. Так и сидели на торчащих бревнах, как
птички на ветках со своим гнездышком-лодкой у ног, пока их не снял
оттуда спасательный катер-водомет сплавщиков леса.
Вообще, плывущие бревна
молевого сплава сильнее любых, даже самых опытных гребцов и никакой
жалостью не страдают. Лучше в сплав не лезть.
А
между сучьями простых завалов всегда мельтешит рыбья мелочь, которую
подкарауливают спрятавшиеся между толстыми стволами зубастики.
Искусственные приманки
Среди них - плотины (фото
9), тросы переправ, заколы и прочие результаты человеческой
деятельности, они предварительному описанию не поддаются, и каждый раз
требуют осмотра и своего решения о способе безопасного прохождения.
Особое внимание надо обратить на мосты. Дорожные насыпи часто сужают
реку до состояния водослива. Но дороги живут очень долго, а мосты
стареют быстрее - и их строят заново. Сваи старых мостов зачастую не
убирают, а бывает даже, что в реку сбрасывают части старого моста с
железными перилами или бетонные блоки с торчащей арматурой. Так же
опасно проходить близко от берега и в районе населенных пунктов - можно
попасть на разбитый автомобиль и прочее. Будьте осторожны!
Рыбу с мостов ловят только местные мальчишки.
Уровень воды
Уровень воды в реках не бывает
постоянным, а изменяется в течение летнего сезона в значительных
пределах. С изменением уровня изменяется и характер препятствий на
реке, и степень их опасности для сплава.
Половодье
Оно случается обычно во
время интенсивного таяния снегов, накопленных в природе за зиму. В
предгорных районах, на реках снежно-ледового питания, половодье бывает
и в июле, в период наибольшей солнечной радиации. Во время половодья
река течет прямо по кустам и деревьям, растущим на пологих берегах. По
мутной воде плывут сучья, коряги и подмытые деревья. Зацепившись за
камень или поваленное дерево, они могут дать начало временному,
неустойчивому завалу. Если при том же русле, к которому река
"привыкла", расход воды увеличится в несколько раз, то резко увеличится
количество новых порогов. Каждый крутой поворот станет труднопроходимым
прижимом, а каждое сужение обозначится крутым сливом. На разбоях
(развилках русла перед островами) река сильно тащит под завалы и
нависающие кусты, в непроходимые протоки. Из сваливающейся вбок воды
трудно вырваться. На шиверах многие камни скрываются, но появляются
высокие стоячие волны.
В половодье сплавляться
интересно только спортсменам-водникам, а рыболовам лучше подождать
спада воды, когда пьяная река "устаканится". Половодье - время нереста
и запрета на ловлю рыбы.
Высокая вода
В высокую воду река
занимает почти все русло и близко подходит к береговым кустам и траве.
Галечных и песчаных отмелей почти не видно. В середине реки, на
стремнине, надводных камней нет, а опасные камни редки и хорошо
обозначаются бурунами чуть ниже места их расположения. В сырой
дождливый год высокая вода может держаться почти все лето, но вода в
реке после половодья станет прозрачной. Опасаться быстрого спада
высокой воды не следует. Высокая вода делает сплав по реке более
динамичным, но в то же время - и более безопасным, т.к. скрывает камни,
от которых остаются высокие, но, в общем-то, безопасные волны.
Во время высокой воды
рыбе есть где погулять по реке - и найти ее не просто, но можно:
например, в устьях впадающих речек и ручьев, в уловах.
Межень, или средняя вода
Это обычное состояние реки. Галечные и песчаные отмели довольно обширны, но в воду уходят полого.
К внешнему крутому берегу
вода подходит вплотную. На шиверах много подводных камней, а надводных
значительно меньше. В сухих боковых протоках на дне мелкий кустарник.
Сухие русла обозначают острова, существующие лишь в высокую воду.
Низкая вода
Значительная часть
пространства между лесом и водой занята отмелями, между которыми, в
хорошо выраженном корыте, извиваясь и иногда разбиваясь на протоки,
течет река. Галька и пляжи уходят в воду круто - и их откосы местами
напоминают берега каналов. Отмели встречаются даже у внешних берегов, а
под обрывами нередко можно пройти пешком в болотных сапогах. В реке
много надводных камней, а на галечных отмелях лежат отдельные крупные
камни. На скальных берегах хорошо видна граница, выше которой растут
мхи и лишайники. Островов почти нет. Все протоки сухие.
В низкую воду скорость в
реке неравномерна: вода лениво течет на плесах и оживляется на
перекатах и шиверах. Сильных сливов с большими стояками нет, но иногда
внизу под сливом обнажаются опасные камни.
Рыбы в реке в низкую воду
столько же, сколько и в высокую, но в низкую воду рыбе становится тесно
- и она густо толпится в удобных для нее местах. Рыбаку надо только
найти эти места - и "рыба в шляпе"!
|