На сайтах рыболовной и водномоторной тематики в дискуссиях о лодках с полами конструкции "аэрдек" в большинстве случаев обсуждается тема дополнительной защиты надувного пола. Практика показывает, что непреднамеренно повредить его на рыбалке - очень легко. Осколок стекла, попавший в протектор сапога, колючие плавники судака, неосмотрительно опущенного мимо предназначенного для клыкастых контейнера, воблер, торчащий из щучьей пасти. Поэтому - вывод: защита нужна обязательно.
Есть и еще один немаловажный момент, который упущен в подавляющем большинстве конструкций ПВХ-лодок, - возможность закрепить на полу (пайолах или аэрдеке) находящиеся в кокпите лодки вещи, т.е. подготовиться к движению по-походному.
Переделывать или как-то усовершенствовать надувной пол - НЕ СТОИТ, это уже вмешательство в конструкцию. А вот как можно решить вышеозначенные вопросы при использовании дополнительного настила, чуть ниже.
Из широко распространенных в строительных и хозяйственных магазинах материалов для создания дополнительного настила наиболее подходят, на мой взгляд, три варианта.
Первый - самый легкий
Если каждая вещь, взятая на борт плавсредства, должна быть минимизирована по весу, то это - туристический коврик из изолона, или "пена". Вспененный материал толщиной 8-12 мм вполне надежно защитит и от колючих и клыкастых, и от крючков воблера, торчащих из пасти неукрощенного хищника. "Пена" несложно обрабатывается, легко моется. К недостаткам этого материала можно отнести сравнительно низкую прочность и износостойкость. Но невеликая цена позволит без существенных затрат восстановить изношенную или испорченную деталь.
Вырезать заготовку для настила следует чуть меньшего размера, чем накачанный аэрдек. Кормовая часть дополнительного настила выполняется точно по контуру аэрдека, а вот по бортам и в носовой части настил должен открывать примерно 1-2 см надувного пола в накачанном состоянии. Монтаж такого настила полностью вписывается в технологию сборки, требуя лишь внимательной заправки под баллон - с тем расчетом, чтобы при докачивании лодки до рабочих значений давления настил не пошел волнами и был надежно зафиксирован между секциями баллона и аэрдеком. Необходимо тщательно разметить и вырезать технологические отверстия под ниппели надувного пола и киля.
Технологические петли для крепления груза к полу
Прежде чем приступать к их изготовлению, ориентировочно прикиньте количество петель и место их расположения на накладке. Для этого надо достаточно отчетливо представлять размещение в кокпите людей и оснащения лодки, а также перевозимого груза, который может потребовать дополнительного крепления, если придется все делать по-походному. В первую очередь необходимо предусмотреть дополнительное крепление для бензобака, если он остается в кокпите лодки, надувной банки, если она не поставлена в распор, якорного контейнера и ящиков для продуктов и улова. Во вторую - ящика с рыболовными принадлежностями, рюкзаков или гермомешков.
В качестве одного из самых простых вариантов изготовления технологических петель в настиле вполне может быть использован синтетический шпагат, проложенный по тыльной стороне настила, с выведенными через отверстия петлями. Шпагат нужно приклеить по тыльной стороне, чтобы избежать его перемещения при попытке что-то зафиксировать с применением этих самых технологических петель. Для минимального травмирования настила отверстие лучше прожигать раскаленным шилом или гвоздем. Каждую петлю снизу заканчивать узлом, под который для увеличения площади опоры подложить кусочек мягкой пластмассы или линолеума.
Как вариант крепления синтетического шпагата можно использовать шнуровку через "пену" самого настила с последующей проклейкой силиконовым герметиком по всей длине шпагата.
Еще один вариант изготовления технологических петель - первоначально с тыльной стороны "пены", т.е. там, где предполагается проделать отверстия под проушины, приклеивается (можно с помощью герметика) тонкая синтетическая лента или стропа, шириной 30-50 мм. Отверстия для петель делаются (прожигаются) в данном случае через стропу, что, несомненно, повысит прочность готового изделия.
Вариант второй - тяжелее, но и заметно прочнее
Это - линолеум. По своим физическим характеристикам он значительно прочнее "пены". Толщина может быть от 1,5 до 3,5 мм. Сразу хочу предупредить - у линолеума имеется один минус, для любителей ловли стоя весьма неприятный: когда линолеум мокрый, да еще на нем немного попрыгала пойманная рыба, оставив свою слизь, он становится очень скользким. Если предполагается ловля даже на небольшой волне, то это нужно обязательно учитывать.
Настил выкраивается по размеру, чуть меньшему, чем размер аэрдека в спущенном состоянии. Технологические петли на нем можно выполнить по той же технологии, что и на "пене", с последующей проклейкой по тыльной стороне герметиком. При использовании толстого линолеума (более 2 мм) не обязательно укреплять проделанные отверстия стропой.
Вариант третий - оптимальный
Если вес дополнительного оборудования в лодке не имеет существенного значения, то накладку на аэрдек можно выполнить из полиэтиленового коврика.
Условия разметки и изготовления те же, что из "пены" и линолеума (фото 1). Для вырезания в размер потребуются хороший острый нож или крепкие, мощные ножницы. Для минимального воздействия на ткань баллона лодки - на коврике желательно немного подрезать по периметру (полосой, ширина которой 2-3 см) "лохматость" этого напольного покрытия. Материал оказывается значительно более практичным в сравнении с двумя первыми вариантами - как в изготовлении и при размещении на нем технологических петель, так и в процессе эксплуатации. В предлагаемом варианте технологические петли устанавливаются на синтетической стропе шириной 25 мм.
Для изготовления (прожигания) отверстий в коврике под петли вполне подходит старая стамеска, отвертка или кусок железной полосы в размер стропы, что позволяет достаточно легко проделывать в коврике отверстия необходимой формы (фото 2).
Ширина этих отверстий предусматривает возможность двукратного пропускания стропы через отверстие (фото 3). В качестве самих технологических петель можно использовать стальную (нержавеющую, хромированную или защищенную от влаги гальваническим способом) фурнитуру (фото 4), которая одевается на стропу, фиксирующую все петли по периметру коврика.
Чтобы предотвратить непроизвольное выпадение технологических петель, с тыльной стороны коврика их можно защитить, приклеив стропу по всей длине или в районе отверстий на герметик (фото 5), а чтобы избежать нарушения положения фурнитуры в петле из стропы, желательно петли изнутри проклеивать любым эластичным синтетическим клеем.
На что хочу обратить особое внимание
- Очень выгодным будет использование сдвоенных металлических колец фурнитуры, что позволяет подтягивать ослабевшее крепление вещей при ходе лодки.
- На своей лодке технологические петли я разместил в кокпите в шахматном порядке.
- Петли удалены от борта на 250 мм.
- Наружу стропа выходит примерно на 40-70 мм.
- Не стоит чрезмерно притягивать к полу груз на этих петлях - можно вытащить накладку из-под баллона.
- В качестве тросов фиксации вполне подходят как синтетические круглые тросы, так и плоские стропы. Также можно применять резиновые амортизаторы с металлическими крючками на концах.
- Накладка на аэрдек должна быть чистой и, самое главное, не содержать песка - основного врага ПВХ-материала. Поэтому, в отличие от первых двух вариантов дополнительного настила на аэрдек, коврик из полиэтилена потребует значительно более тщательного прополаскивания по окончанию рыбалки.
|