Разговор начну с истории появления мультипликатора. Несколько
десятилетий назад (никто не знает, сколько) появился первый
мультипликатор. Как стало мне известно пять лет назад, мульты стали
производить фирмы, которые изготовляли механические часы. И вправду,
механизмы очень похожи. По некоторым источникам информации было
известно, что первыми придумали мульты шведы, а точнее, фирма Abu
Garcia. Но это не так. И в России, еще давно, изготавливались эти
катушки, но вручную. Корпус таких мультов был деревянным. Так что
история рождения уходит в далекое прошлое и имеет начало в разных
концах земного шара.
Мультипликаторная катушка в переводе означает "умножающая катушка". Это
действительно так. За один поворот ручки шпуля делает от 3,5 до 6,5
оборотов, но об этом чуть позже. Поговорим о фирмах, которые можно
встретить на рыболовном рынке. И каким стоит отдавать предпочтение.
Daiwa - легкая, с мягким ходом и отличным дизайном катушка,
имеет огромное число поклонников. Все же легенд про надежность катушек
этой фирмы не ходит. Ничего СОВСЕМ универсального нет, поэтому и у
Daiwa есть недостатки в виде срока службы и надежности. Бесшумность и
легкость хода обеспечиваются массовым применением пластика, в какой-то
мере понижающим надежность. Стоит катушку уронить, как, возможно,
треснет корпус, в механизме что-то отлетит и пр. К тому же катушки
сильно дорогие и уж цены своей не стоят. Shimano - легкие, надежные, с мягким ходом катушки, имеют
наибольший круг почитателей. Катушки надежные, под цену подходят. К
тому же престижа фирме не занимать. Дайве уступают в более тяжелом
исполнении (все должно быть крепким и надежным), но это идет в
набирание коэффициента надежности. Здесь все продумано до миллиметра,
поэтому катушку можно считать универсальной. Здесь цена соответствует
качеству, и катушки выглядят намного дороже своей настоящей цены,
пример тому Stradic. Abu Garcia - тяжелые катушки из тройки известных фирм. Здесь
свой отпечаток поставила традиция, увеличение до максимума надежности.
Следовательно, пластика здесь - минимальное количество. Легкость хода
умеренная, но для катушек с таким дизайном довольно обманчива. Ручки
большинства ассортимента оставляют желать лучшего, неудобны. Их захват
будет результативен, когда на крючок села крупная рыба, тогда рукоятку
можно будет эффективно зажать в кулак. Для расслабленной рыбалки
довольно неудобна. В дальнейшем вы к ней привыкнете, но в магазине это
может изменить ваше мнение. Катушки тоже достаточно дорогие, на свою
цену не похожи. Престиж фирмы + пожизненная гарантия делают катушки
внушающим конкурентом на рынке. Penn (Reels) - старая фирма, уже внушившая Западу, что она
лучшая. Теперь Penn-ом пользуются большинство состоятельных людей.
Катушки дорого стоят, с позолоченным корпусом (в морских моделях).
Очень надежные, престижные, дорогие. Здесь есть и легкость хода, и
бесшумность. В общем, самое что ни на есть престижное. Rioby - Япония. В принципе, особой конкуренции таким фирмам как
Shimano, Daiwa, Abu Garcia и Penn, катушки Ryobi не составляют. Смело
можно сказать, что по всем показателям катушки хуже, чем у других фирм.
Цена очень даже хорошая для моделей и вполне подходит. Есть, правда,
дорогие модели как для спиннинга, так и для троллинга. Но дизайн
некоторых не по виду дорогих катушек оставляет желать лучшего. Bando - тоже фирма ничего. Но на уровне Rioby. Цена на катушки
тоже соответствующая всем показателям. Катушки имеют довольно шумный
ход, корпуса надежные, о поломках тоже промолчу, претензий нет. Но вот
качество вместе тоже оставляет желать лучшего. Катушки тяжелы и не
имеют достаточно легкого хода.
Существует два вида мультипликаторных катушек, о первом поговорим
сейчас. О втором чуть позже. Классические мультипликаторы
Первый вид очень похож на бочонок. Этот вид катушек называется
классическим. Подходит для ловли практически любой рыбы и в большинстве
случает более долговечнее, чем второй вариант. Конечно, катушка не
может быть полностью универсальной и удобной, поэтому в классиках нет
магнитных тормозов, которые позволяют мульту производить более дальние
забросы более легкой приманкой. Но классики применяются и в морях, и в
реках, тот, кто берет такой мульт, уверен, что легкими приманками он
бросать не собирается. Фирмы Daiwa, Shimano, Black Arrow, Penn, Ryoby
делают специальные катушки для троллинга. В катушки вмонтирован счетчик
отпускаемой лески. Есть также кнопка сброса счетчика. В Shimano
(Bantam), Black Arrow (Trolling) счетчик механический. Это ухудшает
дальность заброса. Троллинг там считается способом ловли крупной
морской рыбы на больших глубинах с применением больших катеров и пр.
Поэтому там не помешает знать длину лески, на которой идет воблер. И уж
заброс там точно не понадобится. Penn и Ryoby такой счетчик делает на
жидких кристаллах. Он довольно точный, капризный и, конечно же,
слабенький. Его нельзя бить, ронять и пр. Счетчики большинство фирм
устанавливает на морские модели мультипликаторов. Там уж нужно знать,
сколько километров лесы утащила рыба.
Престижность катушек классического вида неимоверна! Все фирмы стремятся
сотворить самую дорогую и престижную катушку, о которой будет говорить
весь мир. Некоторые фирмы вкладывают в это много денег, разрабатывают
технологии будущего и в конце концов придумывают этакую "машинку", но
путем долгих трудов. Другие фирмы поступают намного проще. Почти теже
деньги, что и вышесказанная фирма выложила на всевозможные задумки,
другая фирма выкладывает на простой поступок - золотит корпус и пр. Вот
и получается - одна лучше другой. С другой стороны, позолота важна при
ловле в морской воде. Золото относится к неактивным металлам и
нейтрально. Оно не окисляется и не корродирует. Да, такие катушки не
для рыбалки, согласитесь! Позолоту содрать - жалко, уронить – жалко,
разобрать - страшно, песок попал - "№;;%%&%! Третьи фирмы не
стремятся к изготовлению супермоделей, они в этом не видят
какого-нибудь толка. Все же "коронная" модель у них есть. Вот та же
Shimano, ее катушками пользуется весь мир, взять катушку этой фирмы и
пожалеть - это глупо! Sustain, Stradic, Calcutta - мировые модели! Это
тоже к теме. Все же вернемся. Классические мульты хорошо себя
показывают при ловле приманками от 12 гр. Более легкие летят недалеко и
неточно. Большинство классиков имеют стальной, а точнее, обработанный
прецизионным способом алюминиевый корпус. И крепкий, и достаточно
легкий. Экскурсия по внутреннему строению
Сняв крышку катушки, вы можете заметить главную бронзовую шестерню и
более маленькую шестерню шпули. Пропорция поворота рукоятки и шпули
катушки зависит от размеров шестерен. Наверное, можно сообразить - чем
больше главная шестерня и меньше шпульная, тем больше скорость шпули.
Но при этом возрастает износ шпульной шестерни и понижается тяговое
усилие. Так же вполне справедливо и обратное, чем меньше главная
шестерня и чем больше шпульная, тем меньше будет соотношение поворота
ручки и шпули. Но возрастает тяговое усилие и повышается
износостойкость. Сами понимаете, что наиболее удобен первый вариант.
Обратите внимание и на систему тефлоновых втулок, при зажиме фрикциона
они сжимаются. Очень не советуется оставлять катушку с неотпущенным
тормозом. Эти диски могут деформироваться, в конечном счете потеряют
упругость, и фрикцион будет очень плохой. Вы не сможете его зажать как
прежде.
Подшипники. В "бочатах" есть несколько подшипников. Если катушка
мощная, в ней должен находиться и роликовый подшипник. Почти во всех
без исключения классиках есть роликовый подшипник. Смазывают его густой
смазкой. Подшипник делает ход ручки более мягким и хорошо центрирует
ручку. Это очень важно, например, в Corsair 400. Здесь не подошла бы
никакая втулка. Два миллиметра в любую сторону - и главная шестерня
обязательно задевает какой нибудь выступ. А втулки, как известно,
стираются и имеют люфт. Теперь немного о втулке. Втулка вещь довольно
простая и недолговечная. К тому же, можно с уверенностью сказать, что
сила качения подшипников эффективней силы скольжения втулки. Да и
ресурс говорит сам за себя. Подшипники стоят на торцах шпули. Их может
быть как два, так и один, пять и т.д. В них следует заливать только
жидкое масло, чтобы добиться более легкого хода шпули для выполнения
более дальних забросов. Инженеры Abu разработали масло Rocket Oil
специально для мультов Rocket, при применении которого катушка
завоевала мировой рекорд по дальности заброса. Хотя на вид совсем
неприглядная. В Питере такая штучка стоит около 140$.
Маховик стопора обратного хода. Есть мультипликаторные катушки с
разными стопорами. Они распределяются по длине обратного хода. Более
распространены в последнее время два - Normal (нормальный) и Fast
(быстрый). Как вы наверное догадались, нормальный застопоривается через
некоторое время после поворота ручки в обратную сторону, а быстрый
моментально. В Shimanoвских катушках быстрая система называется
SuperStopper. Она обычно чаще нравится, нежели нормальная. Есть
несколько систем застопоривания именно в классиках. Классики - мощные
катушки, поэтому и все стопоры у них тоже должны быть мощные, без этого
никуда! Здесь есть разногласия на фирм на счет этого узла.
Система лесораспределителя. Лесораспределитель движется как известно с
последовательной передачей от поворота ручки => поворот шпули =>
поворот шестерни распределителя за счет поворота шестерни,
расположенной на шпуле => поворот шестерни червячного винта =>
поворот червячной передачи приводит в движение лесораспределитель. На
нем самом расположен острый "полумесяц", если можно так сказать,
который соприкасается с винтом и идет по резьбе на нем. Потом он
упирается в конец резьбы, но его подхватывает другая, противоположная
той - и он теперь направляется в другую сторону, уводя за собой и лесу.
Остерегайтесь попадания в резьбу всевозможных частиц, т.к. этот
"полумесяц" очень легко поломать или просто-напросто стереть. Но если
это все же произошло, напихайте в откручивающуюся крышку "полумесяца"
несколько слоев картона, можно взять и туалетную бумагу. Незащищенные
катушки часто страдают от песка. Конечно же, нет полностью защищенных
бесконечных винтов, но защищенные от ударов все же существуют. При
обычной стальной оболочке бесконечного винта могут начаться проблемы.
Вы, например, уронили катушку и стальной полутубус погнулся. Теперь вам
придется его отгибать, без этого никак. Защищенные полутубусы - это
тубусы, впереди которых обычная графитовая перекладина, в модели Abu
Mёrrum это видно, существует множество других защищенных моделей.
Шестерня лесораспределителя. Если вы имели дело с низкопрофилями, то
наверное заметите, что на привычной стороне с главной шестерней нет
шестерни лесораспределителя. Это озадачит вас ненадолго, потому что вам
наверняка захочется снять шпулю и глянуть на другую сторону. Вот же
она! Вы также заметите, что ее приводит в ход шестеренка, расположенная
в устье торца и корпуса шпули. Здесь все взаимосвязано! Вы держите
катушку с длинной шпулей, заметьте ДЛИННОЙ! Это потому, что катушка
рассчитана на размещение большого количества лески. В низкопрофиле при
нажатии на кнопку сброса шпули отключается и лесораспределитель, так
как шпуля не длинная, поэтому леска, сбегающая со шпули, почти не будет
мешать забросу. В классиках она в основном длинная и поэтому отключение
распределителя недопустимо. Леса будет оказывать очень большое
сопротивление в распределителе ("глазке"), поэтому заброс будет
близкий. Так что классики не отключают его, при забросе распределитель
догоняет сбегающую лесу, но все же оказывает сопротивление из за
шестерни. Эта шестерня не может быть изготовлена из стали, т.к.при
большом весе и сопротивлению трущихся частей заброс будет очень даже не
дальним. А про надежность в этой части катушки никто ничего не говорит,
все нормально, и беспокоиться за эту хлипкую на первый взгляд шестерню
не стоит. Итак, теперь и вы знаете, почему в классиках
лесораспределитель не отключается и почему его шестерня пластиковая.
Материал лесораспределителя ("глазка"). Лесораспределитель может быть
изготовлен из нескольких материалов. Основными в этом типе катушек
являются хромированныя проволока, нитрид титана, карбид титана,
керамика, SiC и пр. Хромированная проволока хороша только для
нейлоновых лесок, для плетеных она не подойдет, протрется до зазубрин,
которые впоследствии попортят вам любую другую леску. Можно, конечно,
ловить на FireLine, которая имеет хорошее скольжение и не будет опасной
для вашего классика. Нитрид титана (желтого цвета) более
предпочтителен, так как он универсален. Можно применять и плетенку всех
видов, и нейлон. Универсальна также вставка из оксида алюминия. В
крупных классиках, т.е. морских, нет лесораспределителя или он съемный.
Это для того, что бы не сломать его. Огромнейшие нагрузки может
выдержать практически любой узел катушки, но не лесораспределитель.
Если ловля идет в океане при охоте, например, за марлином, на левую
руку одевается перчатка. При наматывании вы сами укладываете леску на
шпулю. Возможно и не применять перчатку, но эта предосторожность не
лишняя, при резком рывке можно не успеть убрать палец и сильно его
травмировать. Из за таких нагрузок небольшой лесораспределитель может
вылететь. Ручка и все, что с ней связано
Как вы наверное замечали не раз, в мультах ручка двойная. Во-первых,
это сделано для удобства, во-вторых, вторая ручка заменяет балансир -
для легкости и большей инерции кручения. Но в мультах это не столь
важно, нежели в безынерционках. В безынерционных катушках больше узлов
трения, меньше тяга. Ход мог бы быть самым что ни на есть плохим, но
все устраняют грузики. Они дают больше инерции некоторым частям,
поэтому на больших скоростях кажется, что катушка сама вертится. Фирма
Shimano решила задачу балансира и вместо него в безынерционной катушке
тоже ставит вторую ручку, например, в Stradic. Пример балансирных
катушек - фирма Dam. Все же разговор о мультах и тему безынерционки я
буду затрагивать только при сравнении. Ручки бывают удобные и
неудобные. Удобные можно заметить даже со стороны. Сама рукоятка
немного приплюснута, а середина немного вдавлена. Вот и все. Пример -
Simano, у меня к ней претензий нет. Неудобная ручка имеет любую другую
форму, но это только на мой взгляд. Например, мне очень не понравилась
серия катушек фирмы Abu Garcia. Там ручки круглые и имеют выемку. При
нормальной ловле это очень неудобно. Захватывать ручку нужно зажав ее в
кулак. Это прямь как для морской ловли. Во всем виновата традиция
первых конструкций. Возможно, нужно провести конкурс - кого не
устраивают, а кого устраивают ручки фирмы Abu Garcia. Ручки бывают на
шарикоподшипниках. Но там они не очень то и нужны. Эта часть катушек
все время подвергается всяческому воздействию со стороны. Вы же не
скажете, что туда ни разу не попадал песок. Можно даже туда заглянуть,
и вы увидите, что песок туда все же попал. Если там шаров нет, то песок
сам собой вылетит, а если есть, то возможно что в шары он и "заглянет".
Если у фирмы есть хорошие инженеры, то наверняка в катушках, а именно в
ручках (но и в катушках тоже) нужно устанавливать водонепроницаемые
шары. Они и воду, и песок не пропускают. Но в ручке все же шары не
нужны, это экзотика.
Ручка может быть длинной и короткой. Длинная ручка позволяет дать
катушке большое тяговое усилие, более короткая способствует быстрым
оборотам из-за уменьшения радиуса верчения. Это так же важно, как и
размер внутренних шестеренок. В морских классиках присутствует большая
ручка для кулачного обхвата и, как наверное все догадались, ручка с
большим радиусом. Фрикционный тормоз
В первую очередь рассмотрим специфику его работы. Чтобы было понятней,
рассмотрим его специфику в пошаговом режиме.
Вы закручиваете* крыльчатку фрикционного тормоза, расположенную рядом с
ручкой на удобном месте. Сжимаются* пружинные стальные диски, которые
расположены ближе к корпусу после крыльчатки. Они давят* на ряд других
пластин, одни из которых стальные, другие тефлоновые. Все это вместе
взятое нажимает* на прокладку из мягкого переплетеного материала. Таких
прокладок две, одна давит на другую. Под большим давлением они
препятствуют* проскальзыванию главной шестерни, которая при вываживании
полностью зависит от шестерни шпули.
Вот наверное и все. Слова со звездочками следует заменить на
противоположные, чтобы получить действие фрикциона при раскручивании
крыльчатки. Теперь поговорим о всем что связано с фрикционом.
В классиках возможна трещотка. В речных катушках, рассчитанных на
дальний заброс, шестерня лесораспределитеся, как я уже говорил, из
пластика. При включении тумблера трещотки, с ней входит в зацепление
некая пластина, довольно надежная. Т.к. шестерни все же из пластика, не
рекомендуется постоянное применение трещотки. Трещотка нужна как при
донной ловле, так и при троллинге. Настраиваете фрикционный тормоз так,
чтобы при определенном усилии на леску шпуля проскользнула. Включите
трещотку. Ворон считать все же не рекомендую, при поклевке рыба
наверняка плохо засечется и поэтому пробудет на крючке недолго. Из
этого всего следует, что применять трещотку можно при донной ловле и,
возможно, при вываживании вслепую. Делают это многие для съемок, чтобы
было слышно для зрителей срабатывание фрикциона. А так - толк от него
только как от сигнализатора поклевки. Помните, что в качественных
мультах очень чувствительные фрикционные тормоза, иногда достаточно
небольшого поворота крыльчатки. То же самое и с раскручиванием той же
самой крыльчатки. Центробежные тормоза в классиках
Наконец дождались самого главного и самого неизвестного новичку узла.
Центробежный тормоз не имеют те катушки, у которых есть магнитные
тормоза. Это обычно низкопрофили. А классики, имеющие только один род
механического тормоза, могут иметь и центробежные тормоза. Они совсем
не такие внушительные, какими представляются в словах. Центробежные
тормоза состоят из крестовины, расположенной на шпуле, обычно с
противоположной стороны от ручки. На концах ее стоит по агрегату из
небольших пластиковых грузиков, которые наверняка трудно описать
словами, но я попробую. Итак, пластиковые грузики похожи на маленькие
стаканчики (чтобы было понятнее, посмотрите на грузики фирмы Shimano).
Они при покупке находятся в прижатом ближе к середине положении. Их
держит агрегат с выступами, которые и держат "стаканы". Они находятся в
выключенном состоянии. Всегда в новых катушках центробежные тормоза
выключены, а точнее, полувключены. Проведите такой опыт с классиком.
Запомните на глаз обороты катушки при нетронутых тормозах. Снимите
шпулю и поставьте "стаканчики" в отдаленное от центра положение. Хотя в
некоторых катушках центробежные тормоза регулируются беспорядочно,
например, по резьбе. Можно один раз "сбить" тормоз в неизвестное
положение и потом всю рыбалку его настраивать. Лучше такие тормоза не
трогать. Итак, вы сдвинули в верхнее положение грузики, собрали катушку
и проверяете ее инерцию. Наверняка заметите упадок оборотов. Это
написано в инструкции любых классиков Shimano, так что почитайте, но
тормоза вообще-то не трогайте, так, будто их и не было. Проще сказать,
они гасят излишнюю энергию шпули при забросе и противостоят образованию
бороды при дальних забросах. Так что если хотите минимум "бород",
включайте грузы (хотя вряд ли из можно назвать "грузами"). Большинство
уже научилось успешно ловить и без подключений.
Смазывать нужно любую катушку. Важно только знать куда заливать смазку
и в каком количестве. Итак, катушку нужно смазывать не один раз в 2
года, а два раза за сезон. Первым делом нужно удалить старую смазку
черного цвета. Если смазка темная, то катушку еще можно
эксплуатировать. Если же смазка очень темная, то ее следует удалить и
положить новую. Можно после покупки мульта разобрать его и посмотреть,
где и в каких количествах наложена смазка. Все это следует запомнить и
в следующий раз положить в те места смазку. Но не трудно это делать и
по логике. Все трущиеся узлы следует смазывать в небольших количества,
из-за экономии. Остальная смазка просто не нужна. Если вы переложили
ее, то через несколько рыбалок, сняв крышку корпуса, увидите все ее
излишки. Шестерни смазывать в больших количествах не следует, этим вы
добьетесь бесшумного хода только на три рыбалки. Смазка будет быстро
вытеснена. Оставить без смазки следует корпус и пружины. Остальное все
на выбор. В принципе, смазка механизмам никогда не помешает, так что
боятся не следует.
Смазывать следует так. Снять старую и добавить новую смазку в ручки.
Смазать маховик стопора обратного хода и обратную сторону главной
шестерни. Все шариковые подшипники. Смазывать их нужно только жидкой
смазкой. Роликовый подшипник. Его следует смазать густой смазкой.
Густой смазкой смажьте бесконечный винт. Смажьте механизм кнопки
отключения шпули.
Остальное следует смазывать, подключая к процессу здравомыслящую
голову. Совет: не применяйте смазок, не предназначенных для смазки
катушек!!! Они не подходят по всем параметрам. Мне встречались масла,
которые разъедали мягкие прокладки фрикционного тормоза. Я могу с
уверенностью сказать, что хорошие масла фирм DAM, Balzer, Zebco,
Shimano, Abu Garcia. Смазки других фирм я не применял. Хотя все фирмы,
производящие катушки, делают заодно и смазки для них. Так что самой
лучшей смазкой для катушки является смазка "родной" фирмы. Часто очень
плохие масла делают фирмы, не специализирующиеся на выпуске катушек.
Например, масла Insel мне не внушают большого доверия, хотя вроде на
катушку влияют положительно. Нужно частенько заглядывать на бесконечный
винт и проверять его на грязь. Это делать нужно каждую рыбалку и
обязательно прочистить его, если заметили песок и пр. Если этого не
сделать, можно сильно попортить острие "полумесяца". Если его погнуть,
то он будет просто напросто проскакивать, или в лучшем случае потеряет
мощность и не будет укладывать лесу даже при малейшем сопротивлении. В
таком случае, если это случилось на рыбалке, следует подложить под
крышку "полумесяца" бумажку, чтобы прижать его к винту. Несколько слов
об этом так же можно увидеть в самом начале рассказа о мультипликаторах
в общем. Очень важно знать, что если правильно начать обкатку катушки и
правильно ее продолжать, мульт прослужит вам очень долго. Нельзя
сказать, насколько дольше прослужит мульт, нежели безынерционка.
Запомните применение классиков, не ошибитесь при покупке. Низкопрофильные "Мыльницы"
Далекий... точный... красивый... тихий... простой заброс можно
достигнуть с помощью следующего вида катушек. Это "мыльницы", так
называемые низкопрофильные мульты. При их создании инженеры были
намерены соединить максимальную легкость и дальность, а также
достижение более простого заброса. Им это, как ни странно, удалось!
Теперь мы уже даже не вспоминаем те труды и расходы, вложенные в
производство этого вида мультипликаторных катушек. Катушка не
предназначена для "крепких" условий ловли и сильных нагрузок. Инженеры
и не стремились к этому. Хочешь ловить рыбу покрупнее - бери небольшой
классик. Начать освоение мультовой ловли следует именно с "мыльниц".
Во-первых, рыболову проще ловить, делать дальние забросы, применять
более мелкие приманки. Если взять классик, то он может не очень
понравиться начинающему, а по второму разу хорошие и дорогие мульты
брать не каждому по карману. Потом как-нибудь, когда соберетесь
половить спиннингом крупную и сильную рыбу, например щуку, следует
приобретать, брать в долг классический мульт. Именно на "мыльницах"
делают всяческие навороты для удобства ловли. Например, более
чувствительные магнитные тормоза. В классиках, я уже говорил, "удобней"
золотить катушку, нежели придумывать новые технологии. Может, конечно,
сложиться такое впечатление, но это не так! Пока катушка позолоченная,
цена стабильная, катушка престижная. Придумали новую технологию (или
обычный новый узел) - атушка все еще позолоченная, цена возросла,
катушка еще престижней. Довольно простая закономерность, но у некоторых
фирм на это не хватает денег. Они считают - лучше выпускать новую
катушку, схожую по внутренностям с другой, но корпус делают другого
цвета или формы. Покупатели находятся и на ту, и на эту. Разницы
никакой. В ходе экскурсии вы будете ознакомлены с отличиями "мыльниц"
от классиков. Экскурсия по внутреннему строению низкопрофилей
Экскурсия будет очень похожа на экскурсию по классику. Классик мы взяли
за оригинал и теперь продолжим разговор о тех частях низкопрофиля,
которые отличаются от классических. Сняв довольно хрупкую крышку, вы
увидите все, что отличается от оригинала. Итак, все в пошаговом режиме
для быстрого усвоения. Что появляется и чем отличаются некоторые узлы.
Шестерня лесораспределителя находится на стороне главной шестерни.
Напомню, в низкопрофилях она не отключается и всегда в зацеплении. Если
производить разборку этого узла, могут возникнуть первые трудности...
как? Очень просто! Снимаете противоположную шестерне лесораспределителя
крышку корпуса (см.ниже), подцепив отверткой. Следом, нужно открутить
крышку направляющего и вытряхнуть его из зацепления с червячной
передачей (бесконечный винт). Далее все очень просто. Тянете на себя
бесконечный винт за шестерню лесораспределителя. Потом вытаскиваете его
вместе с шестерней. Теперь вытолкните шестерню в противоположную
сторону. Наверное, будет уже заметно, что она соскочила, но впереди
приплюснутый корпус винта. Поверните его на 90 градусов и снимите
шестерню. Вот вы и сняли ее.
Маховик анти-реверса заходит в зацепление более слабым способом, при
помощи приплюснутых пластин. Этот агрегат надевается на шток, а
пластины сверху и снизу сжимают маховик. Как только вы станете
поворачивать ручку назад, маховик двинется в другую сторону. Сжимающие
пластины не будут его отпускать до тех пор, пока этот агрегат своим
острым боком не войдет в зацепление с маховиком и не даст хода назад.
Более высокая передача. Как я уже говорил, в классиках более мощные
внутренности, нежели в "мыльницах". Следовательно, тяговое усилие
больше, скорость меньше. В низкопрофилях передаточное число больше, но
мощности иногда не хватает. Впрочем, эти катушки были созданы для
небольших нагрузок. Корпус обычно приделывается на небольших винтах.
Исключено применение болтов, как на классиках.
Вы наверное подумаете о вытаскивании шпули. Как? Очень просто. Это
действие следует производить с обратной стороны. Рядом с магнитной
шкалой регулировок существует блокировочный винт. Стоит его повернуть
против часовой стрелки, потом повернуть переднюю часть корпуса вниз и
потянуть в сторону. Снимется крышка корпуса мультипликатора (шпуля
должна вытаскивается как можно быстрее, на рыбалке нужно все делать
быстро и просто, а самое главное - руками. Катушка, в которой шпуля
вытаскивается с применением инструментов, считается неудачной и
неудобной). Там вы увидите систему магнитного тормоза изнутри и у вас
будет возможность вытащить шпулю. Крышка корпуса ставится в обратном
порядке.
Магнитная система тормозов. Итак, самым главным достоинством такого
мульта является магнитная система. Чем она чувствительнее, тем лучше.
Как всегда расскажу о строении. Вы поворачиваете винт шкалы регулировок
в сторону возрастания, к слову "MAX". Шкала закручивается против
часовой стрелки и система магнитов приближается к металлическому диску
шпули. При каждом щелчке увеличивается магнитное усилие шпули (после
рыбалки эту систему следует полностью ослаблять). Снимите крышку шпули,
где находится система магнитов и попробуйте покрутить шкалу
регулировок, убедитесь сами.
Корпус "низкопрофилей" обычно изготовлен из наиболее легких материалов
- углепластик или графит. Такие катушки легки и нормально переносят
удары. Правда, возможно, что при ударе от такого корпуса отлетит лак с
краской. В общем, универсальный вариант. Существуют конечно и более
надежные "низкопрофили", такие, как Chronarch фирмы Shimano и T3000 от
Abu Garcia. Корпус этих катушек алюминиевый, но катушки не намного
тяжелее обычных.
Вообще то обычная речная мультипликаторная катушка должна быть именно
такой, но дело решает ваш вкус. Для обычной ловли на блесны или воблеры
я применяю именно низкопрофильные катушки. Для щуки, судака, форели,
кумжи и пр. рыбы применение мыльниц оправдано. Я не имею ничего против
ловли мелкими блеснами форели или хариуса. Если позволяет берег то
почему бы и нет? Я ловил форель, переступая с камня на камень, блесной
Blue Fox 2, вполне успешно ловил и хариуса. Если берега не позволяют
выполнить достаточно дальний заброс, тут, конечно, будет кстати
безынерционка.