В рыболовной периодике на сегодняшний день вопрос о
выборе спиннинговых катушек в общих чертах уже неоднократно описан,
записан и переписан. Эта же статья посвящена маленькому конкретному
вопросику: подбору безынерционной катушки для спиннинга класса
"ультралайт". Не заостряя внимания на личных приоритетах среди фирм или
моделей, попытаюсь раскрыть саму суть, как я ее понимаю, правильного
подхода, который уж всяко не должен сводиться лишь к выбору типоразмера
катушки. Как понять "правильного"? Ведь к модели именно для
"ультралайта" предъявляются особые технические требования. Какие?
Давайте разберемся.
Пять причин "За"
1. Большинство спиннингов класса "ультралайт" (далее
- UL-спиннинг) "укладывается" в диапазон длин от 1,58 м (5,2 футов) до
2,35 м [7,7 футов). А типоразмеры пригодных для них катушек- 1000, 1500
и 2000 (по классификации, принятой на фирмах Shimano и Daiwa). Хотя,
коль катушка изготовлена из сверхлегких металлических сплавов, это
может быть и типоразмер 2500. 2. Спиннинг "ультралайт" потому так и
называется, что рассчитан на работу с приманками, массы которых
находятся в диапазоне от 0,5 до 4,5г (в основном). Для того, чтобы не
мешать чувствовать их "игру" при проводке, катушка должна обладать
очень мягким, плавным ходом и системой балансировки механизма,
предохраняющей от резонансных вибраций, неизбежно передающихся на бланк
при работе самой катушки. 3. UL-спиннинг подразумевает использование
лесок диаметром от 0,12 до 0,18 мм. Соответственно, кинематическая
схема катушки должна обеспечивать максимальную равномерность и
плавность возвратно-поступательного действия шпули, обеспечивая, таким
образом, равномерное распределение лески по рабочей поверхности шпули,
без провалов или горбов в центре или по ее краям.
4. При ловле UL-спиннингом чаще всего применяют
вращающиеся блесны, которые, как известно, самым гадостным образом
способствуют сильному перекручиванию лески. Поэтому катушка должна
иметь хороший ролик лесоукладывателя, помогающий в борьбе с
закручиванием лески. С этим и предыдущим постулатами связаны проблемы
многих рыболовов, пользующихся плодами творения конструкторов фирмы
Shimano, воплотившихся в моделях таких некогда популярных катушек как
"Sahara", "Navi", "Aernos" или "Stradic". Вроде, и фирма с именем, а с
катушками, хоть они и среднего ценового диапазона, на UL-спиннинге
постоянно проблемы. То ролик леску крутит слишком быстро, не справляясь
с препятствованием перекручиванию, то укладывает вообще как угодно,
только не так как нужно. А типоразмер-то - 1000, вроде бы как
подходящий для UL. Вопрос: почему так? Ответ: да потому что тот же
"Stradic" - катушка для матчевой ловли. Ведь на поплавочной удочке
леску перекручивает гораздо менее интенсивно. А почему укладывает
неравномерно? Да оттого что катушка не предназначена для работы с
тонкими лесками. Но ведь "тысячник" же? Да, и на поплавочную удочку
этот самый "тысячник" аккурат и сгодится. И лесочку на него 0,22-0,25
мм намотают, и поводками 0,12-0,15 мм оснастят. Проблему с перекрутами
и качеством укладки сие, конечно, не решит, но для лески диаметром 0,25
мм это не так уж и критично, как, скажем, для 0,15 мм.
5. UL-спиннинг подразумевает легкие приманки,
значит - тонкие лески (это мы уже уяснили). Следовательно, фрикционный
тормоз катушки должен быть чувствительным, т.е. мгновенно реагировать
на рывки, превышающие отстроенную рыболовом нагрузку. А,
соответственно, и давать возможность выполнить точную регулировочную
настройку самого фрикциона. Это, в свою очередь, самоисключает катушки
с задним (нижним) фрикционным тормозом.
Пять причин "Против"
Многие рыболовы, выбирая катушки для UL-спиннинга,
уделяют внимание таким, на мой взгляд, наименее актуальным для этого
типа катушек моментам, как-то: тяговая характеристика, количество
подшипников и универсальность. Более того, во многих случаях непонятен
в принципе сам подход к выбору катушек. Причем - для самих же
"выбирающих"!
1. Тяговая характеристика определяется величиной
допустимой нагрузки на рукоятку, при превышении которой заклинивает
передаточный механизм! Бред. Почему? Потому что для того, чтобы
заклинило рукоятку, надо на UL-спиннинге таскать деревья, а не
легонькие приманки. К тому же, увеличить тяговую характеристику катушки
можно, в основном, только за счет увеличения шага и высоты зубьев
шестерни. Как следствие - уменьшение передаточного отношения механизма,
т.е. получится "медленная" катушка с низким передаточным отношением
(например, Daiwa "Silver Creek PRESSO", с передаточным отношением
4,4:1, массой 1 95 г и емкостью 100 м лески диаметром 0,165 мм).
Конечно, это неплохо, если вы ловите в речках или ручьях, делая
проводку против сильного течения. Да и чувствительность катушки
повышается. Но надо иметь ввиду, что низкое передаточное отношение у
дешевых моделей самым прямым образом сказывается на качестве укладки
лески, естественно - не в пользу последнего.
2. Количество подшипников для большинства
рыболовов является решающим фактором при выборе катушки вообще, а для
UL-спиннинга - тем более. Ведь чем больше подшипников, тем лучше и
надежнее катушка, не так ли? Не так. Вы же не покупаете "Беломор"
только потому, что там 25 штук в пачке - с гордым осознанием того, что
он лучше, чем "Marlboro", где всего-то 20 штучек? Для обеспечения
высокой надежности работы механизма катушки и минимизации люфтов вполне
достаточно от 3 до 6 высококачественных подшипников качения. И то - 6
подшипников большая редкость, даже для катушек высокого класса (в
ценовом диапазоне до $300). А тут вам TICA "Libra" аж с 10-ью
подшипниками - и всего лишь за каких-то $70. Да к тому ж сия "всемирно
известная" китайская фирма TICA, если верить рекламе, работала для
Daiwa!
Как аргумент для не замученного знаниями
российского рыболова - это трехкратный перевес в пользу китайцев по
количеству подшипников. Правда, есть еще и трехкратный перевес по
качеству изготовления этих самых подшипников, но уже в сторону японцев.
Попробуйте угадать, чему большинство рыболовов отдадут предпочтение:
количеству или качеству? Вопрос риторический, ответ понятен. Многие
"несознательные" фирмы этим пользуются. Непонятно только, что движет
нашим братом, прочитавшим подобную рекламу, бежать в магазин и кричать:
"У меня 2000 рублей, дайте же скорей катушку с 10 подшипниками!" А на
"глупые" вопросы консультантов: "Куда? Зачем? На что?" - "умный" ответ:
"Безразлично, лишь бы шариков побольше!" Что касается количества
подшипников в той или иной модели, так надо не забывать и о том, что в
катушке, помимо шарикоподшипников, монтируются еще и фторопластовые
втулки, исполняющие роль подшипников скольжения. Устанавливаются они в
местах минимальных нагрузок, и обеспечивают только скольжение двух
сопрягающихся элементов - какой-то детали механизма и корпуса.
3. Почему же многие рыболовы стараются подыскать
катушку вроде бы как именно для UL-спиннинга, но такую, чтобы она все
же была еще и универсальной? Довод у них один: "Ну, чтобы и на другой
спиннинг, помощнее который, она подошла, то бишь - что, для каждого
спиннинга отдельную катушку надо, что ли?" Вообще-то, сколь часто в
последнее время слышатся такие фразы, как "универсальный" спиннинг,
"универсальная" катушка, "универсальный" воблер, "универсальная" блесна
или "универсальная" леска? Да постоянно! Если вы сознанием своим
находитесь где-то на закате советской рыболовно-промышленной индустрии
70-80-х годов прошлого века, когда алюминиевый "Адмиралтейский"
спиннинг вкупе с "Невской" катушкой и 0,4-0,6-миллиметровой "Клинской"
леской с привязанной на ней "Черноспинкой" или "Уралкой" являлись
универсальным спиннинговым комплектом, то тогда зачем вам вообще
"ультралайт"? Ведь возрастающий в последнее время интерес к ловле на
сверхлегкие снасти стал возможен именно благодаря тому, что за
последние 10 лет мировая рыболовная индустрия сделала мощный
технологический скачок в сторону увеличения мощности и надежности
спиннинговой снасти - при одновременном уменьшении ее общей массы и
габаритов. Что, собственно, и позволило сегодня применять исключительно
легкие и деликатные снасти при ловле спиннингом рыб любых видов, в том
числе - и не хищных, хотя для многих UL-спиннинг отчего-то
ассоциируется с ловлей "ультралегкой" рыбы. Ну да, большевики в России
еще тоже не перевелись - консерватизм-то "старческий"! Почему-то
считается, что надо ловить мощным спиннингом крупную рыбу, тогда это
приносит массу удовольствия от рыбалки, а "ультралайтчики" - это убийцы
мальков. Хотя и на легкий спиннинг с соответствующими приманками
удается спроворить "крупняка", а что касается удовольствия от ловли, то
спиннинг с тестом до 40-60 г и "плетенка" до 15 кило вряд ли могут
подарить рыболову и 10% тех ощущений, какими могут похвастать
UL-спиннингисты. Но, тем не менее, это лирика, для кого-то, может, и
непонятная, а для кого-то - вполне. Вот для тех, кому она понятна,
должно быть ясно и нижеследующее: четко разделив спиннинги и катушки на
классы (исходя из специфики ловли конкретной рыбы и особенностей
эксплуатации), ведущими мировыми фирмами создаются сегодня
высококачественные товары, не имеющие ничего общего с какой-либо
универсальностью. Поэтому, при выборе катушки, руководствоваться
необходимо исключительно спецификой ее применения. Если нужна катушка
для UL-спиннинга, значит - и надо именно модель для UL-спиннинга
искать, руководствуясь критериями выбора, исходящими из характерных
условий ее применения. Естественно, в первую очередь уделяя внимание
конструктивным и технологическим особенностям катушки для класса
"ультралайт".
4. Подход к выбору катушки для UL-спиннинга и
прост и сложен одновременно. Как мы уже поняли, к моделям этого типа
предъявляются специфические требования, и они сводятся не к
определенному типоразмеру и количеству подшипников, а к трем основным
показателям пригодности катушки для работы с легкими приманками и
тонкими лесками.
4.1. Наиважнейший критерий - высочайшее качество работы катушки с леской.
4.2. Высокоточность и общая сбалансированность работы механизма катушки.
4.3. Сверхчувствительный фрикционный тормоз, с возможностью выполнения его точной (дозированной) регулировки.
Все это - только необходимый минимум. И я (как
мне кажется - небезосновательно) считаю, что именно к моделям для
"ультралайта" предъявляются самые максималистские требования среди
катушек различных классовых категорий. 5. Не секрет, что с конца 80-х - начала 90-х
годов XX века все ведущие мировые фирмы-производители, имеющие в своем
распоряжении мощные технологические базы, современные конструкторские
бюро и великолепный инженерный потенциал, моделируя новейшие свои
катушки, уделяли особое внимание уменьшению общих габаритов и
увеличению высокоточности и сбалансированности механизма. Для
достижения этих целей необходимо было не только проводить разработки в
области точной механики, но и вести постоянный поиск новых материалов и
возможностей их применения при изготовлении деталей передаточного
механизма и корпуса катушек. Именно благодаря внедрению современных
материалов была успешно решена проблема не только повышения
прецизионности и сбалансированности механизма, но и значительного
увеличения тяговой характеристики - при общем уменьшении габаритов.
Возросшие точность как обработки деталей, так и их установки в корпусе
катушки позволили усовершенствовать механизм возвратно-поступательного
перемещения шпули. Высочайших достижений в этой области удалось
добиться фирмам Mitchell из Франции и японской Daiwa (работа над
кривошипно-шатунной схемой возвратно-поступательного действия и
применение ползунка с прямым или S-образным пазом). С внедрением более
прогрессивного перекрестно-шнекового механизма перемещения шпули,
весомый вклад в его развитие внесла японская фирма Shimano - когда
около 15 лет назад разработала систему, без которой сегодня многие
рыболовы не представляют современную катушку (так называемая "Aero
System"). AS - это ничто иное как шнековый ("бесконечный") винт с
измененным шагом, благодаря чему шпуля движется за время одного цикла
перемещения с неодинаковой скоростью, т.е. леска укладывается с
различным числом витков при движении вверх и вниз - перекрестная
намотка, однако! Так уж случилось, что наиболее перспективными были
именно разработки этих трех фирм. Но, с начала 90-х годов и на
протяжении последних 10 лет, все значимые новшества в области
конструирования безынерционных катушек принадлежат, похоже, одной фирме
- Daiwa. Трудно переоценить вклад этой компании в создание прообраза, а
точнее - образца современной безынерционной катушки. Достаточно только
вспомнить, что в числе разработок этой фирмы есть такие технологические
решения, которые повсеместно применяются сегодня при создании катушек
другими производителями, но есть и абсолютно уникальные вещи,
характерные исключительно для моделей Daiwa. В общем, могу с
определенной долей уверенности заявить, что из всех катушек
представленных сегодня на российском рынке, именно катушки фирм Daiwa и
Shimano являются наиболее совершенными и интересными с точки зрения
"ультралайта". Да, конечно, альтернативных моделей продукции этих двух
фирм много, но, почему-то, только по цене, а не по показателям
качества. Хотя, как я уже сказал в начале статьи, мы выбираем не
альтернативу, а наиболее подходящую для специфики "ультралайта"
катушку.
Выбираем катушку
Итак, какая должна быть катушка для работы в паре со
спиннингом, на бланке которого красуются две буквы - UL? Как она должна
быть оснащена? Именно это мы и рассмотрим на примере катушек из
модельного ряда двух вышеназванных японских фирм.
Корпус
1. Daiwa. Применяет для производства корпусов своих
катушек три типа материалов, из которых может быть изготовлен как весь
корпус полностью, так и различные его составляющие. То есть крышка,
лапка и ротор могут быть изготовлены как из одного сплава, так и из
разных. Каких?
1.1. Air Metal (англ.: "воздушный", т.е.
невесомый металл) - сплав на основе магния, имеющий очень малую массу
при высокой прочности (сплав "Magnesium"). В среднем он имеет удельную
массу на 40% меньше, чем алюминиевые сплавы той же прочности. Именно
этот сплав фирма применяет при изготовлении корпуса и ротора
практически всех катушек легких серий.
1.2.
Super Metal - сплав из высококачественного дюралюминия, который
побольше, чем Air Metal по удельной массе, но незначительно превосходит
его по прочности и коррозийной устойчивости к воздействию абразивных
микрочастиц. Однако в катушках, которые можно отнести к легким сериям,
применяется редко - из-за "большой" удельной массы и отсутствия
необходимости применять в моделях этого класса материал с повышенной
коррозийной устойчивостью. Но возможны варианты, когда крышка и лапка
корпуса изготавливаются из Super Metal, а ротор и другие составляющие -
из сплавов других марок. 1.3. Графитонаполненный термопласт. Наиболее
распространенная основа - поликарбонат, который льется под давлением в
специальные литейные формы, где и приобретает необходимую прочность. В
качестве наполнителя используются либо чешуйки графита, либо мельчайшие
углеродные волокна. К слову сказать, именно Daiwa в начале 80-х годов
впервые разработала и начала использовать графит при изготовлении
корпусов своих катушек.
Также, в дополнение к вышеперечисленным
материалом, можно добавить еще один - Metal Body (англ.: металлическое
тело), но достоверно объяснить природу происхождения этого "тела", к
сожалению, не могу. Хотя у меня есть предположение, что это обозначение
лишь свидетельствует об изготовлении корпуса из какого-то метала
(скорее всего - алюминия). Встречается, как правило, на "бюджетных"
катушках "европейской" серии, которые далеки от легкого и сверхлегкого
класса катушек, как "Запорожец" от "Мерседеса".
2. Shimano. Применяет при изготовлении корпусов своих катушек четыре различных материала.
2.1. Magnesium - аналогичный Daiwa'вскому сплав
магния, который отличается только маркой. У Shimano о применении этого
материала свидетельствует аббревиатура MgS (Magnesium Shallow - т.е.
мелкая шпуля из магния) на шпуле или корпусе катушки. Суть употребления
этого сплава аналогична Daiwa'вскому, т.е. высокая прочность при
значительном снижении общей массы против аналогичных по прочности
алюминиевых сплавов.
2.2. Дюралюминиевый сплав - используется главным
образом для изготовления крышки и лапки корпуса. Применение этого
материала (марка AL 7075, деталь изготавливается методом холодной
ковки) также обусловлено его меньшей массой - по сравнению с
аналогичными по прочности материалами.
2.3. Hybrid Aluminium Body (НАВ) - как понятно
из названия, это комбинация алюминия и углеволокна марки XT 7. Сплав,
призванный увеличить износостойкость корпуса в местах наибольших
нагрузок.
2.4. Графитонаполненный термопласт - технология
изготовления такая же, как и у Daiwa, и может отличаться только марками
графитоволокон.
Мы рассмотрели варианты применения различных
материалов в изготовлении корпусов (и роторов) современных катушек.
Думаю, нет необходимости объяснять, что использование различных
металлосплавов, подчас очень дорогостоящих, призвано не только
увеличить общий ресурс службы катушки, но и дать возможность выполнить
с прецезионной точностью посадку в корпус деталей механизма, что, в
свою очередь, положительно сказывается на общей сбалансированности его
работы.
Шпуля
Шпуля состоит из трех основных элементов: "юбки", "сердечника" и "борта".
"Юбочная" шпуля современных переднефрикционных
моделей представляет собой не просто лесохранилище, а высокоточную
часть общего устройства безынерционной катушки, которая играет не
последнюю роль в сохранности и качестве укладки лески, общей
сбалансированности снасти, и самым непосредственным образом влияет на
дальность заброса приманки, что для "ультралайта" немаловажно, хоть и
не так существенно в цифрах. Разные фирмы комплектуют свои катушки
шпулями не только из разнообразных материалов, но и с различными типами
конфигурации сердечника. Основные типы сердечника шпули, которые мы
можем встретить на "ультралайтовой" катушке, четыре: Classic, Long
Cast, ABS Spool, Air Spool.
|
Хотелось бы сразу сказать, что ни фирма Daiwa, ни
фирма Shimano в настоящее время не комплектуют интересующий нас класс
катушек шпулями типа Long Cast (англ.: дальний заброс). А так как мы
рассматриваем именно продукцию этих двух изготовителей (повторюсь, для
"ультралайта" никто лучше катушек не делает, а рассматривать "аналоги"
все равно, что учить китайский язык, готовясь к экзамену по русскому),
то и уделять внимание "дальнобросковой" шпуле нецелесообразно.
1. Daiwa.
1.1. ABS Spool (Anti-Backlash System - англ.:
противоскользящая система) - форма сердечника шпули представляет собой
конус с ярко выраженным утолщением к верху - так называемый "обратный
конус". Шпуля данного профиля была разработана и запатентована Daiwa в
1998 году. Такая конфигурация решает ряд важнейших проблем,
существовавших до появления ABS. А именно: увеличение зоны "рабочей"
поверхности шпули при намотке и сходе лески в момент заброса, надежной
фиксации лески при намотке "под борт", что избавляет от
самопроизвольного кольцевого сброса лески при открытой дужке и
образования "бороды" при забросе - от слабозафиксированной на шпуле
лески. Все это позитивно влияет на облегчение схода лески, что, в свою
очередь, положительно сказывается на дальности заброса легкой приманки.
Ко всему прочему, такая шпуля имеет чуть больший внутренний диаметр
сердечника, нежели шпули "классического" или "лонг-кастового" типа, а
это позволило применить фрикционные диски увеличенного диаметра, тем
самым возросли предельная величина нагрузки на фрикционные тормоза и
быстродействие при срабатывании. Шпулями подобного профиля
комплектуются только катушки фирмы Daiwa и не могут быть использованы
более никем.
1.2. Air Spool (англ.: "воздушная" шпуля) - так
принято называть модели с увеличенным диаметром сердечника (они же
"спортивные", "матчевые", "шнуровые" или "бочкообразные"). Шпулями
именно этого типа изначально комплектуются все Daiwa'вские катушки
легкого и сверхлегкого класса. Их отличие от стандартных шпуль
заключается в большем диаметре сердечника, а, соответственно, в меньшей
лесоемкости, и в возможности применять фрикционные диски увеличенной
площади зацепления. Это дает возможность не столько увеличить мощность
нагрузки на фрикционные тормоза, сколько способствует увеличению
скорости и точности срабатывания фрикциона (на некоторых моделях в
шпулю встроен шарикоподшипник). Что особенно актуально при работе с
лесками минимальных диаметров (до 0,12 мм), которые не надо наматывать
по полкилометра, или делать подмотку старой лески. При этом подобная
шпуля от Daiwa также выполнена под ABS. О комплектации катушки шпулей с
увеличенным диаметром сердечника свидетельствует специальная
аббревиатура в номере типоразмера катушки, а именно: см. таблицу
соотношений. Буква W после индекса размерности (например, Caldia 2005W)
свидетельствует о комплектации двойной рукояткой.
|
Эта таблица - не шаблон, и в зависимости от специфики
предназначения той или иной модели катушки, соотношение размеров
ротора, корпуса и индекса размерности шпули может изменяться в сторону
увеличения или уменьшения той или иной составляющей. Но зато она
наглядно иллюстрирует наиболее распространенную ошибку при выборе
катушки - когда рыболов, руководствуясь лишь индексом типоразмерности,
приобретает катушку не с большей тяговой характеристикой, а всего лишь
с большей лесоемкостью.
2. Shimano.
2.1. Classic - шпуля, сердечник у которой хоть и
представляет собой ровный цилиндр, но в совокупности с великолепным
механизмом плотной укладки лески прекрасно справляется с удерживанием
лески на шпуле. А в момент заброса проблема излишнего трения лески о
бортик шпули этого типа ("мертвая" зона из-за чрезмерной глубины самой
шпули) компенсируется чуть увеличенным (в сравнении с "классическими"
шпулями других фирм) диаметром сердечника.
2.2. Air Spool. В исполнении Shimano - это все
та же шпуля со значительно увеличенным сердечником и фрикционными
дисками большей площади. И хотя имени собственного у Shimano'вских
шпуль нет, их все же принято называть на Daiwa'вский манер - Air Spool.
Так же, как и все внедорожники - "джипы". О комплектации катушки шпулей
данного профиля свидетельствует наличие в цифровом индексе размерности
буквы S (Super), например - Stella FW1000S, или SDH (Shallow Double
Handle) - в том случае, когда помимо шпули с увеличенным сердечником,
катушка комплектуется двойной рукояткой (например, Stella FW 1000SDH).
Лесоемкость таких шпуль - по 100 м лески 0,148, 0,165 и 0,185 мм для
типоразмеров 1000, 2000 и 2500 соответственно. Плюс ко всему, шпули с
индексом 2000, 2500 и 2000S/SDH, 2500S/SDH - взаимозаменяемы!
3. Материалы для изготовления шпуль.
3.1. Daiwa. Aluminuim Spool - высококачественный
алюминий, хорошо упрочненный по технологии "Forged" (горячее
прессование). Бортик шпули (или штампованная накладка) - с напылением
нитрида титана.
3.2. Shimano. Aluminium Forged Spool (AF) -
высококачественный алюминий, упрочненный по такой же технологии
"Forged". И здесь бортик шпули (или штампованная накладка) - с
напылением нитрида титана.
3.3. Daiwa. Air Spool - шпуля из поликарбоната и
высококачественной нержавеющей стали. Имеет наилегчайшую массу (чуть
больше 30 г) - при аналогичной с алюминиевой шпулей прочности. Такими
шпулями комплектуются только катушки легкого класса высшего ранга (за
исключением модели "Caldia"), где бортик шпули имеет штампованную
накладку, насаженную методом холодного натяга и выполненную из
металлокерамики или титана с напылением из нитридтитаноциркониевой
металлокерамики! Во как!
3.4. Shimano. Hybrid Aluminium Spool - шпуля,
выполненная из комбинированного материала: алюминия и графита марки XT
7. Обладает меньшей массой и высокой прочностью. Бортик шпули также
имеет штампованную накладку, вмонтированную методом холодного натяга и
выполненную из металлокерамики или титана с напылением из
нитрид-титаноциркониевой металлокерамики! Нигде раньше не встречали? И
в случае с Daiwa, как и в случае с Shimano - такие металлизированные
поликарбонатные шпули очень часто по ошибке принимают за пластиковые -
из-за характерного звука при легком постукивании по "юбке". Как видите,
это не так, а по износостойкости такие шпули даже превосходят
металлические.
3.5. Daiwa. Duraluminium Spool - шпуля из
высокопрочного дюралюминия, выточенная из цельного куска металла и
фрезерованная на станке с особой точностью. Борт шпули - с покрытием
нитридом титаноциркония.
3.6. Shimano. Aluminium Cold Forged Spool (CF) -
шпуля из высокопрочного алюминия, выполненная методом холодной ковки и
фрезерованная на станке с особой точностью. Борт шпули - с покрытием
нитридом титаноциркония. Шпуля более износостойка и антикоррозийна, чем
AF.
Дужка и ролик лесоукладывателя
Два важнейших элемента для "ультралайтовой" катушки.
Дужка отвечает за подхват лески после срабатывания механизма закрытия
лесоукладывателя и за вылет ее на ролик последнего, который, в свою
очередь, несет ответственность за препятствование перекручиванию лески
и за укладку ее на шпулю. Все это влияет на срок службы лески и на
заброс легкой приманки.
Дужка
1.Daiwa. Дужка "Air Bail" (англ.: "воздушная" дужка)
- полая трубчатая конструкция из высокопрочной нержавеющей стали или
титана с конусным основанием перед роликом лесоукладывателя. Объемная,
она не только придает защиту от деформации этому узлу, но и
обеспечивает выбор слабины лески при закрытии дужки после заброса,
направляя ее на конусное основание, которое надежно обеспечивает вылет
лески точно на ролик лесоукладывателя, тем самым практически исключая
перехлест лески за опорную стойку ролика.
2. Shimano. Тонкая профилированная дужка из
высокопрочной нержавеющей стали или титана с конусным основанием перед
роликом лесоукладывателя. Изогнутая под определенным углом, она
выполняет те же функции, что и Air Bail Daiwa. Хотя стоит заметить, что
тонкая дужка при грубом обращении (дожиме при открытии) или ударе (при
транспортировке) может деформироваться и утратить часть своих функций.
Ролик лесоукладывателя
1.Daiwa.
Twist Buster (англ.: истребитель перекручивания)
- с 1995 года Daiwa стала оснащать свои катушки
роликом-противозакручивателем лески определенного профиля - с
полусферическим углублением, которое надежно фиксирует леску в нужной
плоскости, препятствуя ее повороту вокруг собственной оси, что
позволило существенно снизить количество перекрутов. В 1997 году
появилась система Tvist Buster-2, где сам ролик лесоукладывателя
устанавливается на миниатюрных шарикоподшипниках высочайшего качества,
что допускает применять очень тонкие лески.
2. Shimano.
Power Roller (англ.: силовой ролик) - эта система
тоже в значительной степени препятствует перекручиванию лески, и по
технической мысли очень близка к Daiwa Twist Buster, но, тем не менее,
не столь эффективна.
Механизм движения шпули
Или, проще говоря, механизм перемещения шпули. Именно
он определяет характеристики укладки лески, и как раз качество работы
этого механизма является наиважнейшим фактором при выборе катушки для
"ультралайта". Не преувеличу, если скажу, что отданного механизма в
катушке зависит все! Особо углубляться в технические характеристики его
вариантов, особенности применения различных материалов и в технологии
изготовления деталей я не буду, т.к. это способно занять объем журнала
полностью. Достаточно лишь рассмотреть два типа схем механизма, которые
Shimano и Daiwa применяют серийно на своих катушках, тем более, что обе
эти схемы по праву можно считать лучшими среди аналогичных, известных
на сегодняшний день. 1. Daiwa. S-образный паз: 20 лет назад
применение ползунка с таким пазом позволило существенно снизить эффект
подклинивания шпули катушки в ее крайних верхнем и нижнем положениях,
что способствовало выравниванию скорости подачи шпули и, как следствие,
равномерности намотки лески. Но инженеры Daiwa на достигнутом не
остановились, что позволило нам сегодня использовать катушки с данным
механизмом с идеально ровной скоростью подачи шпули и аккуратной,
ровной и плотной намоткой лески.
Перекрестно-шнековый
механизм - "бесконечный" винт, в безынерционных катушках Daiwa он особо
оригинальных технических решений не имеет, что, однако, далеко не
означает его заурядность. Применение твердосплавных материалов и
использование высокотехнологичного оборудования, позволяющего выполнять
точнейшую обработку при изготовлении механизма перемещения шпули, все
это позволило добиться точной и аккуратной укладки лески.
2. Shimano. S-образный паз - мягко говоря, не
конек этой фирмы. Качество работы с леской - на уровне "механики"
прошлого века. Хотя у Shimano эта схема действительно с прошлого века,
и используется в "бюджетных" сериях катушек, многие из которых к фирме
имеют отношение только по надписи.
Перекрестно-шнековый механизм - вот в чем Shimano не имеет себе равных!
Floating Shaft (англ.: плавающий шток) - система,
призванная снизить трение в местах соприкосновения ротора, бронзового
винта "червячной" пары и штока.
Aero System (Aero Wrap - англ.: "воздушная" намотка) - "бесконечный" винт с измененным шагом насечки зубьев.
Super Slow Oscilation (англ.: сверхзамедленное
качание) - в этой схеме возвратно-поступательное действие на шпулю
замедлено в 4 раза - по сравнению со стандартной кинематической схемой.
Все это позволило добиться того, что за полный цикл
возвратно-поступательного действия шпуля перемещается с 4-мя разными
скоростями! Эту систему иногда называют "четырехшаговой подачей шпули".
На деле же катушка с такой системой укладывает леску не стандартно,
"крест-накрест", а "виток к витку", где каждый следующий виток ложится
под небольшим углом по отношению к нижнему. На сегодняшний день - это
самая совершенная система подачи шпули, а, соответственно, и
лесоукладывания.
Безусловно, современная катушка состоит не
только из описанных мною узлов и механизмов, но именно они определяют
критерии правильного выбора "ультралайтовой" модели.
Неэкономная экономия
Сколько сегодня стоит катушка, отвечающая требованиям UL-снасти? 10 долларов, 20, 50? Абсурд! От 120 до 700 долларов!
Именно 120 долларов - начальная цена катушки,
оснащенной в соответствии с предъявленными требованиями. Поговаривают,
что "Аплаус" от "Риоби", или там "ТИКА" с "КЕНом", да наперегонки с
"Зебко" - хоть и чуток хуже, ну самую малость, но зато значительно
дешевле! Все это напоминает о... супер-мега-гипер "американском"
тренажере для похудания всего-то за $99.99, да еще с доставкой по
городу. Результат превзойдет все ожидания... Не сомневаюсь. Но, по всей
вероятности, у самих американцев, где треть нации страдает от ожирения,
просто нету $99.99? Или они до сих пор ожидают доставку?! А если
просто-напросто прикинуть вашу "жизнь" с "одноразовой" катушкой? От 150
до 300 рублей за неплохую леску или от 400 до 800 - за "шнурик",
которые проживут максимум полсезона. Значит, умножаем на два. Плюс
вертлюжочки, карабинчики и тройка-другая повешенных на дереве или
коряге (при далеко не "мертвом" зацепе, но ведь с изношенной леской)
приманок. Добавляем изначальную стоимость неизбежно "убитой" к концу
сезона катушки - и получаем цену вполне приличного агрегата!
А если брать в расчет пару сезонов и более, то
"экономия" вообще перестает быть экономной. Вот такая простая
арифметика, конечно - слегка утрированная. А теперь конкретика.
Моя оценка катушек двух фирм
1. Ценовой диапазон от $120 до $300.
1.1. Daiwa. Можно отметить лишь одну пригодную
для нас модель: Caldia 1500 и 2000/2005. Правда, есть еще Freams 1500 и
2000/2005, но чрезмерная масса (минимум - 275 г) и, наряду с Caldia, у
нее менее приоритетная позиция, чем у Shimano'вцев того же ценового
уровня, что не позволяет рекомендовать эти модели для "ультралайта".
1.2. Shimano. Куда разнообразнее. Это и Ultegra
1000 и Biomaster 1000/ 1000MgS и 2500MgS и Twin Power 1000/1000 MgS и
2500 MgS. Все эти катушки отвечают большинству требований "ультралайта"
и имеют меж собой отличия в оснащении различными системами - и ценником
с шагом примерно в $100.
2. Ценовой диапазон от $300 до $700.
2.1. Daiwa. Вот где вся сверхлегкая серия! Здесь
и "классика" Team Daiwa S и Z 2004 и 2506, и "серийные", под
одноименные спиннинги - Silver Creek S, X, Z2004. И "легковесная" Team
Daiwa Ignis 2004 и 2506. И новинки 2004 года - Silver Creek Presso с
передаточным отношением 4.4:1 и Luvias 1500 и 2000/2004. Ну, и флагман
безынерционного "ультралайта" - Tournament Airity 1500, 2000 и 2500.
Любая из этих катушек отвечает требованиям
"ультралайта" на все 100%, различаясь меж собой лишь какими-то
дополнительными системами и применяемыми материалами. Выбор - дело
вкуса и бюджета. 2.2. Shimano. В этой ценовой группе фирма
предлагает всего одну катушку, хоть и в двух модификациях. Зато какую!
Флагман в исполнении Shimano - Stella FW 1000S/SDH, 2000S/ SDH и
2500S/SDH и Stella AR 1000 и 2000. По сути, обе модели - одно и то же,
различаются они только типом (глубиной) шпуль и возможной комплектацией
сдвоенной рукояткой. "Тысячники" обеих модификаций имеют на 2
шарикоподшипника меньше своих более габаритных "подружек". Вот так!
Вместо заключения
Подход некоторых "рыболовов" к выбору катушки иногда
способен поставить в тупик даже очень опытных консультантов. Фразы
типа: "О, прикинь, катушка за 10 тонн. Она чего, из золота? Сама рыбу
ловит? За эти деньги можно весь холодильник рыбой набить!" Можно.
Только зачем, например, покупать средненькую автомашину за $ 10.000,
если можно 29000 раз прокатиться на "маршрутке" по 10 рублей. Ведь если
по 2 раза в день, то на 40 лет хватит! Да плюс бензин - до конца жизни
удастся на "маршрутках" ездить! Современная катушка давно перестала
быть болванкой с ручкой, шестеренкой и лесосборником. Сегодняшняя - это
сложный высокоточный механизм из суперсовременных материалов,
изготовленный на дорогостоящем оборудовании, при создании которого
использован богатейший инженерный потенциал, базирующийся на опыте
прошлого и создающий будущее. К примеру, у Daiwa на изготовление двух
ведущих шестеренок (по технологии Digiger - с погрешностью менее
микрометра) на современном высокоскоростном оборудовании уходит более
часа! А чтобы было понятно, для чего это делается, не углубляясь в
технические подробности, приведу один пример. Shimano и Daiwa в
комплекты многих своих катушек вкладывают несколько дополнительных
подшпульных шайб различной толщины. Их многие продавцы товаров Shimano
сразу же преподнесли как новую гениальную систему. То ли этим ребятам
не хватило времени вникнуть и разобраться в назначении этих шайб - или,
хотя бы, обратиться к специалистам. То ли просто, по сложившейся
привычке, все, даже незначительные новшества, им следует преподносить
как новую суперсистему, но из уст консультантов (и в рекламных модулях)
вокруг этих шайб выстроилась прямо аура "суперизобретения". Мол, Daiwa,
такая-сякая, взяла - и запатентовала тип шпули с "обратным" конусом
сердечника (ABS), а вот Shimano - умнее всех, взяла, да и разработала
систему, позволяющую при той же конфигурации профиля шпули изменять
намотку лески от равномерной классической - в сторону конусности ABS
или Long Cast - путем лишь снятия или подкладывания этих самых шайб. То
есть, опуская или приподнимая на штоке катушки шпулю. Но абсурдность
подобного объяснения назначения упомянутых шайб, что называется,
налицо. Во-первых, зачем же эти шайбы вкладывает и сама Daiwa?
var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont');
if (container) {
var parent = container.parentElement;
if (parent) {
const wrapper = document.createElement('div');
wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper');
parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling);
}
}
|