Житомирский
рыболовный клуб

"ПОЛЕСЬЕ"

 

ПОГОДА
Житомир
Разделы
Лодки [22]
Катера [2]
Моторы [43]
Оснащение [7]
Самоделки [17]
Прицепы [11]
Главная » Файлы » ТРАНСПОРТ » Лодки

Короли алюминиевых кроссвордов
[ ] 22.11.2009, 13:49

За последние десять лет я посетил столько производств по судостроительному делу, что, в буквальном смысле, и сосчитать невозможно. Был на разновеликих верфях и заводах США, Франции, Норвегии, Финляндии, Швеции, Японии, Мексики, Канады, Индонезии, Малайзии - всех сейчас и не упомнишь. Естественно, ходил-бродил и по многим отечественным предприятиям, где всегда приходилось порядком изловчиться, дабы сделать добротный снимок, чтобы у читателя не оставалось никаких сомнений о трудовых буднях в XXI веке, а в глазах не мерещилась сага о гаражно-строительном кооперативе «Кладбище погибших кораблей».



И в первую очередь это касалось алюминиевого производства, когда некоторые умельцы производили корпуса буквально на колене, и верхом технологического прогресса там блистала высокооборотистая «болгарка» и кувалда Ильи Муромца.

На малообжитых пространствах бывшего СССР алюминиевые борта по-прежнему считаются самым востребованным именем не только у силовых структур и различного рода профессионалов, но и у простых рыболовов-любителей. Распространившиеся от Калининграда до Камчатки клепаные отечественные «Казанки» и «Прогрессы» с толщиной борта всего в 1,5 – 2 мм за последние три десятка лет показали свою всесезонность, ремонтопригодность и даже неубиваемую живучесть.



Последнее качество весьма актуально и ныне, ведь с развалом могучей страны состояние и обслуживание водных путей на 1/6 части планеты ощутимо ухудшилось – повсеместно исчезли бакенские службы, не проводится обустройство новых фарватеров для маломерного судоходства, не оборудуются надлежащим образом стоянки, марины и заправки. А, значит, многократно увеличивается вероятность случайной встречи с подводным камнем, мелью или острым краем заправочного дебаркадера. Не будет лучше и в обозримом будущем. Вот почему в наших краях «надувнушек» и «люминек» не чурается даже самый именитый богач. В то время как на Западе надувной сегмент вообще непопулярен (если брать по соотношению продаж), а вот алюминиевые корпуса считаются уделом профессионалов или же тех, кто лишь вступает в водномоторный мир и с трудом разбирает «аз-буки-веди» суровых правил морских энциклопедий.

Наше рекреационное судостроение на алюминиевую тему состоит из целого ряда Левшей и Кулибиных, но лишь одно отечественное предприятие перешагнуло гроссмейстерскую планку – 1000 корпусов в год. Которые можно без запинок поставить в один ряд с такими колоссами этой области как Duckworth, Alumaweld, Bolton, North River, Hewes, Koffler - американскими производителями, что по праву сегодня считаются законодателя мод. Это питерский Silver, стараниями Виктора Кожинова возникший почти десять лет назад в виде чисто сборочного цеха для одноименной финской компании.

Хотя сегодня эта «дочка» будет уже и покраше и даже пообразованней, нежели скандинавская «мама» – благодаря суровой концепции развития предприятия, где нормы производительности труда и технологическое оборудование практически не отстают от заоблачных американских товарищей.

Чтобы оценить уровень и реальные мощности завода по изготовлению удочек - достаточно лишь взглянуть на количество дорнов и закаточный стол графитовых бланков. У производителей алюминиевых «игрушек» для взрослых также есть четыре основных момента, отличающих Жигулевскую «копейку» от Bentley или Subary. Это – системы раскроя листа, сварки, пенонаполнения и покраски. Без вышеперечисленных высокотехнологических процессов, где задействовано оборудование стоимостью в несколько миллионов долларов, мы будем говорить либо об артели, клепающей с десятка два катеров в год, либо о ширпотребе с большой буквы.

 
Только с помощью плазменного раскроя (станок с ЧПУ вместе с вентиляционным оборудованием), координатно-пробивного пресса, современного гибочного оборудования - общей стоимостью более миллиона «зеленых» - вам удастся получить идеально ровные (с точностью до тысячных долей сантиметра) и идентичные части днища, бортов и набора. Что также как и марка применяемого алюминиевого сплава имеет наиважнейшее боль значение для всей конструкции в целом.

Цифровые сварочные аппараты обеспечивают высокое качество шва при стыковке металла, а покрасочная камера мастер-класса позволяет получить борт, внешне не отличимый от автомобильного капота. Как в старину говорили бывалые кузовщики - «выведем в ноль».

У Кожинова сейчас производятся и бортовые пенонаполненные секции, что прежде были главным «ноу-хау» от финского родителя. Из-за рубежа ввозятся только рулевые системы, электрооборудование, а также материалы для тентов, чехлов и краска. Может что-нибудь еще, но по мелочи.

Главное отличие российского Silver от зарубежных верфей – наличие собственного КБ, что позволяет додумывать, подгонять под наши особенности зарубежные проекты и претворять в жизнь собственные вариации на алюминиевую тему - такие, например, как модельный ряд NorthSilver Pro (катера от 5,6 до 10 метров), разработанный на основе американских рецептов. Таких проектов в современной России еще не существовало.

И не берусь сразу утверждать, что теперь будет стоять выше по показателю цена/ качество – элитный американец или законный российский гражданин. Хотя сказать, что наши катера на 100% «made in Russia» - нельзя. В них предостаточно комплектующих из-за рубежа – электроника, рулевое управление, материалы для тентов и мебели, силовые установки и двигатели.

В России делается больший упор на подвесные моторы вместо стационаров, что опять же обусловлено отсталостью российской водной инфраструктуры, когда зачастую приходится чалиться не к оборудованному бону, а прямо к берегу. К тому же ремонтировать «подвесники» гораздо проще, нежели стационарные движки.

Все бы это на год пораньше – и, глядишь, отдыхал бы уже владелец такого завода на далеких Банановых островах, но против экономической реальности воевать всегда непросто, даже признанные американские алюминиевые короли урезали сегодня аппетиты как минимум на 50%. Совсем плохи дела и у заграничных производителей пластиковых катеров. Трещит по швам американская система кредитования.

Давайте не будем торопиться с выводами и посмотрим, как ответит российский князь Серебряный на этот тревожный вызов. Ведь в его шахматной партии всегда тесно сплеталась виртуозная уверенность Хосе Капабланки и оригинальность Михаила Таля…
Категория: Лодки | Добавил: Mixxx | Теги: катера, маломерный флот, производство, лодки
Просмотров: 1412 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/1 |