Собственной лодки с мотором у меня нет, так что "париться", как теперь говорят, по поводу вариантов крепления датчика эхолота - причин вроде бы и не имеется. Но врожденное "детское" любопытство, присущее подавляющему большинству рыболовов, а также надоевшая необходимость систематически выслушивать витиеватые эпитеты коллег по поводу очередного утопленного комплекта "болт-гайка" обязали задуматься. Очевидно, нет смысла ни описывать, ни оценивать уже имеющиеся конструкции крепления датчиков - это другая тема. Я предпочел бы просто поделиться своими соображениями по этому достаточно актуальному для лодочников вопросу.
Мечтать - не вредно, вредно - не мечтать! Поэтому, будь у меня своя лодка, какие требования я бы изложил в техзадании на разработку приспособы для крепления датчика?
Пожалуй, в следующей последовательности по приоритету: компактность, надежность, быстрота установки, универсальность, устойчивость к коррозии.
Самый первый образец (фото 1) я собрал за час-полтора из того, что было на верстаке (и под ним), предполагая на этом этапе проверить лишь сам принцип. В дело пошли шпилька от блока головки автомобильного цилиндра, кронштейн от парашютной стропы, пружина от спортивного эспандера, лыжная палка и кое-что еще. Ну вроде как в одном американском фильме о космонавтах, когда на орбите им пришлось для спасения собственных жизней собирать из подручных средств дыхательные аппараты, руководствуясь лишь рекомендациями из центра управления полетами. Это я к тому, что никаких спецматериалов для приспособы не требуется - достаточно лишь внимательно присмотреться к тому, что у вас имеется под руками. Далее я стал делать более продуманные конструкции.
Вариант № 1 (фото 2). К струбцине (1) приварена штанга (2), имеющая резьбу М8-М10 почти по всей длине, на которой размещается гайка-крючок (3). Стойка (4) изготовлена из дюралевой трубки, в верхней части которой имеется ограничитель (5), предотвращающий соскальзывание пружины (6), расположенной на стойке.
Ввиду отсутствия аппарата для сварки в аргоне, применяемой для алюминия, крепление ограничителя произведено винтами в отверстия стойки с нарезанной резьбой. А в самом ограничителе, представляющем собой колечко из трубки чуть большего диаметра, я просто просверлил отверстия. Ограничитель можно создать непосредственно на самой стойке, развальцевав кромку трубки, но в данном конкретном случае материал был недостаточно пластичен, потому от этого способа пришлось отказаться. Но если стойка - медная или латунная, то я остановился бы на нем. Длина стойки и, соответственно, штанги, по моему разумению, должны быть где-то в пределах 250 - 300 мм, т.е. в рабочем положении их общая длина будет около полуметра, что вполне достаточно, чтобы установить приспособу на большинство лодок имеющихся типов.
Хомут (7) изготовлен из латунной тонкостенной трубки, внутренний диаметр которой чуть больше наружного диаметра стойки. В заготовке длиной 35 - 40 мм с торца я прорезал паз шириной 5 - 6 мм в ползаготовки, затем аккуратно рас- плющил и согнул полученные "ушки", придав им V-образную форму. Далее просверлил в них отверстия и соединил посредством заклепок (или болтиков МЗ, расклепав их торцы) со скобой (8), изготовленной из проволоки диаметром 5-6 мм. При формировании "ушек" следует предварительно нижнюю часть паза обработать круглым напильником, что позволит избежать трещин при гибке (они - так называемый "концентратор напряжений"). Скоба имеет П-образную форму с желательным расширением в верхней части, что способствует более удобному и надежному захвату пальцами при установке приспособы на гайку-крючок. Гайка-крючок (3) состоит из конусообразной втулки с внутренней резьбой М8-М10, с широкой стороны которой приварена пластинка толщиной 1,5 - 2 мм Z-образной формы.
В нижней части стойки необходимо просверлить отверстия под крепежный болт (9) для фиксации датчика, предпочтительнее с гайкой-барашком, что значительно облегчит процедуру его установки. Необходимо только обратить внимание на ориентацию болта относительно струбцины, обеспечивая правильное положение датчика.
В рабочее положение приспособа приводится следующей последовательностью операций: штанга вставляется в стойку с последующим накидыванием скобы хомута на крючок-гайку (фото З, 4).
Собранная конструкция предварительно устанавливается на транец лодки с целью определения рабочей длины стойки со штангой. При необходимости штангу со струбциной ввинчивают или вывинчивают для достижения нужного общего размера, обеспечивающего выступание датчика ниже дна лодки на 2-3 см. Далее струбцина окончательно ставится на место, при этом хомут накинут на крючок-гайку, которая не имеет возможности вращаться за счет ее выступающей задней части, упирающейся в транец.
Поначалу были сомнения в плотной посадке стойки на штанге, для чего на торцах крючка-гайки и стойки сделал насечки, но мощности пружины оказалось достаточно - самопроворачивания стойки с установленным на ней датчиком не отмечено.
Описанный выше вариант я рассматриваю как универсальный, т.е. он может быть использован для любой лодки, поскольку фиксация приспособы происходит посредством съемной струбцины.
Вариант № 2 (см. фото 2, а также фото 5, 6). В случае использования этого варианта следует изготовить еще один элемент-крюк (10), состоящий из пластины толщиной 3 - 4 мм, L-образной формы с жестко закрепленным на ней болтом длиной 30 - 40 мм и диаметром, позволяющим ему разместиться внутри стойки (в моем случае - М8), и гайкой с контргайкой (фото 7).
Крюк через отверстия в большей полке крепится шурупами к транцу лодки в выбранном месте навечно (если лодка - своя) с ориентацией выступающего болта вниз, а из общей конструкции изымается штанга со струбциной и гайкой-крючком. После чего приспособа со стойкой насаживается на выступающую часть болта, а хомут накидывается на ступеньку крюка. Если есть возможность использования сварки, то тогда штырь приваривается к пластине. В моем случае - пластина из дюраля, а болт - стальной, что и определило способ его крепления посредством двух гаек.
Итак, для собственной лодки изготовление приспособы значительно упрощается - отпадает необходимость изготовления струбцины, штанги с резьбой и гайки-крючка.
Вариант № 3 (фото 11). Противоположный вариант - вы пользуетесь только арендуемыми лодками - тогда вам необходимо изготовить другую гайку-крючок, аналогичную предыдущей (см. (11) на фото 2), и закрепить ее на верхнем конце штанги, а хомут со скобой и ограничитель останутся не у дел. В моем случае я вынужден был гайку-крючок фиксировать винтами, хотя в идеале ее можно было совместить со стойкой, изготовив заодно с ней. Необходимой рабочей длины достигают ввинчиванием или вывинчиванием стойки со штангой. Делать это удобнее, если использовать способ "скакалки" - для чего нужно взяться за нижнюю часть стойки в районе винта для датчика и вращать - струбцина легко крутится и перемешается во втулке.
Вариант № 4 (см. фото 2, а также фото 12). Вариант - наиболее простой в изготовлении. Стойку можно изготовить из любого металлического прутка (например, шпильки от автомобильного двигателя), прикрепив поперек ее пластину (12) длиной 50-60 мм на расстоянии 100 - 150 мм от ее нижней части. Отверстие под болт для датчика можно просверлить непосредственно в самом стержне (фото 13). Я же, к примеру, приварил скобку с отверстиями, ширина которой как раз плотно разместилась между щечками датчика, обеспечив его плотную фиксацию (фото 14). В верхней части установил обычную гайку (на шпильке сохранилась резьба), исполняющую роль ограничителя. Кроме того, на транец устанавливаются два кронштейна (13, 14) для фиксации стойки и скобы хомута.
|
|
И последнее. Предпочтительнее использовать для изделия, естественно, нержавеющие металлы. Вариантов выполнения деталей множество - все зависит от технологической оснащенности изготовителя. Наверняка, можно исключить все мои промежуточные и вспомогательные "соплюшки" (винтики, вставочки, козырьки и прочее), но в данном случае я преследовал лишь цель изложить саму концепцию с доступной формой ее воплощения.
|