Целесообразность
применения микро-джиговой ловли мною категорически не рассматривается:
априори - эффективна! А вот вариантов конструкций приманок может быть
много, ведь не секрет, что покуда эти приманки - в основном
самодельные. И у каждого конструктора, чей "персональный компьютер"
прочно оккупировал "вирус" микро-джига, свои версии. Но прежде чем
приступить к изготовлению джига-лилипута, необходимо ответить на ряд
принципиальных вопросов, определяющих конструкцию приманки. И хотя
вопросов возникает много, я приведу основные.
Вопрос 1 . Имеет ли значение форма груза на приманке?
Ответ. При лилипутских
габаритах - вряд ли, это джиговые грузы обычного размера возможно
наделить еще и дополнительными функциями - как, скажем, сделано в
планирующих головках или "ванька-встаньке".
Вопрос 2. Важно ли наличие "ушек" непосредственно на грузе?
Ответ. Спорно, ведь "ушки"
эти больше нужны для оперативной замены приманки (посредством карабина,
заводного кольца и т.п.), а если существует иной способ крепления
груза, то необходимость в них отпадает.
Вопрос 3. Должен ли жестко фиксироваться груз на крючке?
Ответ. С одной стороны,
чем жестче, тем лучше, лишь бы не затруднял насаживание твистера, но, с
другой, назначение груза - отягощение, в подсечке он не участвует, так
что вопрос остается открытым.
И вот - несколько моих вариантов микроджиговых приманок, смотрите.
Вариант 1
Для материализации своего
образа микроджига я собрал тоненькие трубочки всяческих расцветок и
размеров, а в качестве утяжелителя - охотничью дробь различных номеров,
она предпочтительнее грузиков из набора поплавочников, поскольку размер
дроби строго регламентирован. Можно нарезать отрезки трубочек длиной от
5 до 12 мм, вставить в них дробь, а затем накалывать такой утяжелитель
в сборе на подходящий крючок.
Вообще,
дробь изготавливают пятнадцати размеров - от № 11 до № 4/0. Каждый
номер отличается от предыдущего по диаметру на 0,25 мм, самая мелкая (№
11) имеет диаметр 1,5 мм, самая крупная (№ 4/0) - 5 мм. Имеется и
картечь с диаметрами от 5,25 до 10 мм, с тем же интервалом, что и
дробь, так что выбор для "начинки" практически неограничен. Но
применение дроби меньше № 3, а картечи - более 8 мм, думаю,
нецелесообразно, т.к. в первом случае - масса незначительна, а во
втором уже не "лилипутский" размер.
Самой доступной
трубочкой, на мой взгляд, является велосипедный ниппель с диаметром
около 3,2-3,5 мм, продающийся в двух вариантах - черный (резиновый) и
желтоватый (каучуковый). Затем - медицинские шланги, оранжевый
(резиновый) и прозрачный (пластиковый), оба диаметром около 6,5 мм.
Первый
опыт сборки показал, что удобнее дробинки вставлять в длинный отрезок,
а обрезать - после насадки, по месту. Варианты размещения показаны на
фото 1. Добавлю, что "гантельки" предпочтительнее располагать на
верхней ступеньке офсетника, это обеспечивает классическое крепление
твистера. Но не исключен и такой монтаж: сначала носик твистера, затем
"гантельку" - и вновь твистер (хвостик).
Резиновые трубки плотно
сидят на крючке, а вот прокалывание некоторых тонкостенных пластиковых
трубочек менее оправдано, поскольку эластичностью они значительно
уступают резине, целесообразнее их использовать, нанизывая на поводок
или на цевье крючка с последующей "фаршировкой" дробью.
Вполне допустимо и
расположение груза непосредственно на шнуре, вплотную к крючку. Для
этого следует отрезок трубочки продеть через привязанный уже крючок,
вставить дробинку, а затем придвинуть к колечку крючка. При
необходимости снятие трубочки производится в обратной
последовательности. В резиновую трубочку одного диаметра можно впихнуть
дробь 3-4 размеров. Если учесть, что в отрезке можно разместить не
одну, а пару дробин (больше, пожалуй, нецелесообразно), то комбинаций
удается сделать много, а, следовательно, варьировать массу груза,
подобрав требуемый для определенных условий ловли.
Вариант 2
Для создания приманок до 2 г
более подойдет "фаршировка" самого твистера. Для этого в нем
прокалываются 1-3 сквозных поперечных отверстия диаметром около 3 мм.
Проще всего это сделать латунным стержнем от шариковой ручки. Можно и с
помощью верхнего звена телескопической антенны от переносного приемника
(фото 2). Качественное
выполнение операции проколки обеспечивается наличием на торце трубочки
режущей кромки. Для этого следует прижать торец к наждачной бумаге и
вращать трубку, удерживая ее в наклонном положении под углом примерно
45°.
После проколки твистер
насаживается на крючок, а уж затем в отверстия вводятся дробинки. Дробь
в теле сидит плотно, не выскакивая при ударе об воду, но при
необходимости можно заменить один номер на другой. Для этого новую
дробинку вставляем в отверстие - и выталкиваем заменяемую. Расположение
отверстий для размещения грузов в теле твистера может быть и
продольным, и рациональнее здесь использовать грузики вытянутой формы -
"оливки", пули от "мелкашки" (фото 3).
Еще один вопрос: нужен ли
поводок при ловле на "лилипутов"? Да, поскольку щуке все равно что
откусывать - "лилипута" или "великана". Как вариант, должна быть
конструкция, предусматривающая применение поводка-скрутки из струны
длиной 3-5см.
Отрезки
трубочек и дробь удобнее хранить в многосекционных коробочках с
надписью о размерах (массах), что позволит быстро произвести
необходимый подбор.
На рыбалке ставил "лилипутов" не раз, поймал несколько щук и судаков, а выводы по результатам полевых испытаний следующие.
Несимметричное размещение
груза (любого - "гантельки", "дробины") на поводке или цевье крючка
(фото 4) обеспечивает приманке при равномерной средне-медленной
проводке прямолинейный ход. При использовании длинной "гантели" с
широко разнесенными дробинами (напоминает акулу-молот) возможно
медленное вращение вокруг оси (очевидно, из-за неизбежной разницы длин
"плеч"). Поэтому отрезок трубки брать лучше минимальной длины - только
для размещения двух дробин, да и парусить при забросе будет меньше.
Расположение груза (любой
формы) эксцентрично относительно оси тела твистера дает ход ровный, без
вращения. В случае расположения груза на верхней части ступеньки
офсетника - поддев крючка при проводке будет направлен вниз, но зацепов
за дно почти не происходит, поскольку сам груз играет роль "отбойника"
(фото 5).
Размещение груза в теле твистера обеспечивает абсолютно ровный ход, т.к груз располагается ниже точки крепления шнура (фото 6).
|