Житомирский
рыболовный клуб

"ПОЛЕСЬЕ"

 

ПОГОДА
Житомир
Разделы
Лодки [22]
Катера [2]
Моторы [43]
Оснащение [7]
Самоделки [17]
Прицепы [11]
Главная » Файлы » ТРАНСПОРТ » Моторы

Моторы Tohatsu в 2009 году: водомет и компания
[ ] 22.11.2009, 13:47

В этом году благодаря компании «Сумеко» в России появится сразу несколько новых моторов Tohatsu. Некоторые из них - совсем новые, другие - не слишком, но официально к нам будут поставляться только с этого года.

Чтобы долго не рассусоливать, начнем с места в карьер. Наиболее интересным мотором, который фирма Tohatsu предлагает в этом году - по всей видимости, будет M25C3 Jet. Для Tohatsu этот мотор можно считать новинкой 2009 года - и не только для России. За последнее время подвесных моторов с водометной приставкой под своим логотипом Tohatsu не предлагала - как у нас, так и за рубежом. Была возможность купить приставку отдельно и поставить ее на мотор, но, как правило, чаще всего водометную приставку устанавливали на моторы мощностью 40 л.с., в частности - на модель М40С. С этого года Tohatsu предлагает и у нас и за границей полностью «свой» подвесной мотор, созданный на базе хорошо зарекомендовавшей себя «тридцатки» с рабочим объемом 429 кубиков. По заявлениям производителя, потеря мощности, которая неизбежна при установке водометной приставки, у М25C3 Jet – невелика, и именно поэтому мотор в обозначении марки имеет число 25. То есть, получается, что потеря всего 5 л.с. по отношению к отцу-донору мощностью в 30 л.с. В принципе, такой результат можно считать очень неплохим.

Сама приставка очень похожа… В общем, не будем рассуждать о происхождении, лучше поговорим о том, где и как использовать новинку с полной отдачей - и так, чтобы она прожила долго и счастливо.

Начнем с весовых параметров. Для многих обладателей «мобильных комплектов» это если и не вопрос жизни и смерти, однако к таковому приближается. Итак, масса М25C3 Jet составляет 59 кг. В общем и целом - не то чтобы велика, но и не мала. Если проводить сравнения, то это масса М40С, которая в среде почитателей надувных лодок считается предельной для «мобильного комплекта», и с которым можно справиться в одиночку. Для водометных моторов (ПМ с водометной приставкой) масса 59 кг при мощности в 25 л.с. не является большой. Тем более что водомет – это не «подвесник» с винтовым приводом, а, как говорили в свое время в Одессе - «нечто особенного». Да водометный мотор позволяет забраться туда, куда на обычном моторе вряд ли доберешься: его стихия - мели, перекаты, горные реки, т.е. те места, где и на байдарке-то не очень комфортно себя чувствуешь, разве что на рафте или катамаране для сплава. Но есть у водометов и свои проблемы, а именно - техника управления.

В отличие от мотора с винтовым приводом, водомет ведет себя иначе. И купив для своей лодки подобное чудо, придется если не переучиваться, то, по крайней мере, некоторое время потренироваться. Кто пробовал управлять гидроциклом, тот поймет.

Начнем с азов. Водометный мотор перемещает лодку по водной глади не за счет того, что винт «вкручивается» в воду, как саморез в доску, а за счет реактивных сил, которые создает струя на выходе из сопла водометной приставки (или, если угодно, «водометного движителя»). При низких и средних оборотах мотора - струя достаточно вялая, и реактивные силы, которые должны управлять лодкой также не отличаются резвостью. Поэтому при совершении маневров стоит все время поддерживать определенный уровень оборотов мотора, который очень часто связан и с конструкцией лодки, и с ее весом (нагрузка, а не только масса самой лодки). Заранее узнать, какие обороты необходимо держать в каких условиях - нельзя, это познается только опытным путем, поскольку на лодку, особенно - с мягким днищем, действует слишком много различных сил, начиная от силы Архимеда до силы ветра, который может неожиданно задуть в нос лодки. Поэтому первые опыты с водометным мотором стоит проводить осторожно, на большой акватории и вдали от плавающих предметов типа «лодка», «катер» или «пароход». Дело в том, что плюс ко всему на малых оборотах реактивной силы струи может не хватить, чтобы совершить поворот - и лодка будет продолжать в лучшем случае поступательное движение, либо в худшем просто сбросит скорость и станет помехой для остальных участников судоходного движения.

Для успешного поворота необходимо, чтобы реактивная сила струи всегда была «в тонусе», если так можно сказать. Если лодка начинает сбрасывать скорость, то мотор необходимо пришпорить, прибавив обороты до максимально возможных в конкретных условиях. То есть, поворот стоит проходить, заранее выбирая режим работы мотора, но в том случае, если скорость начинает падать, необходимо добавить газ.

Прибавка газа в повороте, особенно - на надувной лодке, чревата тем, что лодка может начать скользить наружу поворота, т.е. поворот получится «блинчиком». Это тоже не есть хорошо, особенно при волнении. Поэтому, как завещал нам великий вождь и учитель, пересаживаясь с винтового мотора на водомет, необходимо учиться, учится и еще раз учиться…

Производитель рекомендует также при управлении лодкой не переключать резко «передний ход» на «задний». У водомета переключение режима происходит не так, как у обычного мотора, а за счет того, что специальная пластина то открывает сопло, то перекрывает его, направляя струю воды в обратную сторону. То есть, на полном ходу можно включить реверс, не сбрасывая газ. Вот этот-то момент часто подводит новичков. Если лодка идет полным ходом и впереди возникает препятствие, то иногда «капитан», не сбрасывая газ, включает задний ход - и… Понятно, что лодка сбросит ход, причем быстро, но где при этом окажется все непринайтовленное содержимое лодки и пассажиры? Правильно, скорее всего - за бортом по ходу лодки. Чтобы избежать подобных казусов, стоит также потренироваться и научиться быстро и плавно включать задний ход.

И последнее, что стоит помнить постоянно. Водомет хорош, пока он «сосет» и «выплевывает» воду. Если решетка водозабора по какой-то причине забита, то, как говорили в свое время водители в Средней Азии «карбюратор не сосает, маховик земля бросает». В общем, необходимо постоянно следить за тем, чтобы водозабор был чист. А зазор между корпусом «улитки» и «шнеком» (импеллером) был, каким его создали инженеры - примерно 0,8 мм.

Как добиться того, чтобы решетка водозабора всегда была чиста, а импеллер и корпус были способны создать нужное давление в «улитке»? В теории - все просто. Необходимо избегать попадания песка и мелких камней, а также полиэтиленовых пакетов, тряпок и т.п. в водозабор. На практике это не всегда получается, но надо стремиться. Для этого стоит запомнить следующее: если мотор работает, даже на холостых оборотах, вода все равно поступает в водозабор. Поэтому не стоит давать мотору долго работать на холостых оборотах, если глубина не превышает 60 см (так рекомендует инструкция). Это касается тех мест, где дно песчаное или изобилует мелкими камушками. При движении по мелким местам или местам, где есть трава или притопленные деревья, сучья и т.д., необходимо поддерживать постоянную сравнительно высокую скорость. В этом случае поток воды не даст забиться водозабору, и мелкие камни и песок также не будут поступать во внутреннюю часть «улитки» при благоприятных условиях.

И, наконец, чем водомет еще отличается от привычного мотора? Стоит помнить, что даже если рычаг «реверса» установлен в положение «нейтраль», а двигатель работает, то лодка все равно будет иметь ход, т.к. импеллер будет вращаться и, соответственно, засасывать воду. Об это не стоит забывать как в целях безопасности, так по причине, которую мы уже рассматривали – на мелях и у берега возможно попадание песка и мелких камней внутрь водомета - с вытекающими последствиями.

Что-то мы задержались на водомете. Пора поговорить и о более привычных новинках этого года.

Что же нового? Разумеется, серия 4-тактных моторов мощностью 15 и 20 л.с. Это MFS 15 и MFS 20. Почти два года прошло с тех пор, как Tohatsu объявил об их появлении - и вот, они уже в продаже. Эти моторы были созданы то ли в пику Yamaha, то ли по велению души, сейчас сложно найти первопричину. Ясно одно: моторы получились любопытные и, скорее всего, они будут востребованы у нас. Рабочий объем моторной головки составляет 351 см³, масса - 51,5 кг в базовой версии. По многим параметрам эти моторы не уступают, а в чем-то - даже превосходят моторы конкурирующих организаций. У них достаточно эргономичные органы управления и небольшой расход бензина. Предлагавшаяся ранее модель MFS 18 больше не выпускается.

С этого года в Россию будет поставляться трехцилиндровая «сороковка» M40 D2 с рабочим объемом 697 кубиков, а также «полтинник» для коммерческого использования MW 50. «Сороковка» выпускается уже достаточно давно, но в Россию поставляется только с этого года (через официального дистрибьютора - компанию «Сумеко»). Несмотря на то, что официальные поставки начались с 2009 года, он достаточно хорошо известен у нас и заслужил хорошую репутацию неприхотливого и терпеливого мотора.

MW 50 – новый мотор, появившийся в прошлом году, который построен на базе гражданского «полтинника» с рабочим объемом 697 см³, однако имеет от него ряд отличий. В частности, у этого мотора более «развитая» антикавитационная плита (большей площади), немного другая система охлаждения и улучшенная защита от коррозии.
Категория: Моторы | Добавил: Mixxx | Теги: моторы, Tohatsu, лодочные моторы, лодки
Просмотров: 2128 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |