Среди рыбаков, как спортсменов, так и любителей, спектр отношений к этому способу лова простирается от полного и безоговорочного неприятия (в устах маститых апологетов спиннинга зачастую сопровождаемого определениями "тупой", "неспортивный", "для ленивых", "браконьерство") до фанатичной преданности. Не погружаясь с головой в полемику, замечу лишь: принятые, утвержденные на министерском уровне и вступившие в законную силу 15 мая 2007 г. новые "Правила рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна" наконец-то расставили все точки над "i" - и троллинг стал законным наравне с другими способами лова рыбы. Правда, все это принято с целой серией оговорок и ограничений.
Правовой аспект
Первое и самое главное - новые правила спортивного рыболовства разрешают троллинг с применением не более двух искусственных приманок (это могут быть воблеры, блесны, силиконовые или иные приманки, выполненные из искусственных материалов). Законодательство пока не определяет - две эти искусственные приманки разрешено использовать на лодку (катер) или на каждого рыбака, находящегося в лодке. Будем думать (до появления разъяснений), что на лодку.
И второй немаловажный аспект новой правовой нормы, на который хочу обратить внимание уважаемых коллег: не регламентируется количество натуральных приманок (живцов или мертвых рыбок на снасточках), используемых в процессе троллинга. Однако при этом оговаривается, что общее количество крючков/зацепов на спиннинговых снастях не должно превышать 10 штук на каждого рыболова. В данном пункте Правил можно понимать под крючком/зацепом как одинарный, так и двойной или тройной крючок. И подробно вникнув в каждую букву новых правил спортивного рыболовства, приходим к пониманию, что если "дорожить" без применения паруса или мотора, то можно использовать до 5 приманок на человека в лодке при условии, что каждая оснащена двумя крючками.
Третий аспект. Ловля троллингом или на "дорожку" предполагает в качестве трофеев хищника: окуня, щуку, судака, сома, жереха и т.д. В новых Правилах несколько изменены сроки разрешенной ловли рыбы. Так, в частности, на Финском заливе увеличен период весеннего запрета на ловлю судака. Если в старых Правилах запрет на нерестовый период был с 20 мая по 15 июня, то в новых - он продлен до 30 июня. Поэтому необходимо знать, когда начинаются и заканчиваются в вашем регионе и на конкретном водоеме так называемые "нерестовые запреты" - весенний и осенний, чтобы на воде не попасть в неприятные ситуации при контактах с природоохранными структурами.
Тема нерестовых запретов касается также и использования моторных плавсредств. И прежде чем собираться на какой-то водоем половить рыбу троллингом, убедитесь, что в данное время там разрешено передвигаться по акватории на моторе. Вообще, в новых Правилах увеличено число водоемов или их участков, где вводится круглогодичный, а также весенний или осенние запреты на моторы.
И еще один момент: в новых Правилах - в отличие от предшествующих - не делается разницы между двигателями внутреннего сгорания и электромоторами: теперь оба попадают под запрет.
И еще: в новых Правилах в разделе, касающегося любительского и спортивного рыболовства, отсутствует понятие нормы ежедневного вылова рыбы, а также не регламентируется количество рыбы, которую можно вывезти с водоема в качестве трофея. Сложно сказать - это недосмотр создателей документа или вполне осознанный шаг. Ведь иногда ловля на "дорожку" может быть очень результативной. Но, думаю, выражу мнение большинства цивилизованных рыбаков: не стоит превращать свою лодку в рыболовный сейнер, чтобы удивить кого-то десятками или сотнями килограммов улова. Отсутствие ограничения в документе, на мой взгляд, не должно восприниматься как полное отсутствие всяких тормозов. И если каждый для себя не установит разумную норму достаточности, то наши внуки-правнуки будут знакомиться с архивными отчетами в интернетовских "Новостях с рыбалки", как со сказками братьев Гримм, ибо подержать на спиннинге серьезный трофей им вряд ли удастся. Но хватит о грустном - теперь ближе к заявленной теме.
Что нужно для такой рыбалки?
Прежде всего - лодка. Если есть возможность выбора, то для традиционной весельной "дорожки" лучше подходят обычные парные гребные лодки - типа "Пелла", а наиболее интересной, мне кажется, будет четырехвесельная модель "Пелла-Фиорд". Она достаточно ходкая под веслами: на гладкой воде даже один гребец средних физических кондиций может часами поддерживать скорость в пределах 3-4 км/час, а в две пары весел задача существенно упрощается.
Есть еще ряд моделей гребных стеклопластиковых судов других производителей, близких по характеристикам. Главное, чтобы они были пригодны для безопасного плавания в выбранном вами водоеме на необходимом удалении от берега. Если регистрация лодки позволяет ее использовать под мотором, то, соответственно, дальность ваших походов заметно возрастет.
Лодки из ПВХ-материалов не так хорошо приспособлены для длительной гребли, но под небольшим мотором их можно рассматривать как вполне "бюджетный" вариант универсального и самого мобильного плавсредства для троллинга.
Если же в вашем распоряжении имеется катер, то это уже, можно сказать, половина успеха. Главное, чтобы мотор был настроен для режима передвижения на малых троллинговых скоростях.
Теперь, собственно, основной объект рассмотрения - "планер". Точнее - "минипланер" (далее - МП). Выпуск этого устройства стал, по сути, революционным прорывом в троллинговой рыбалке, которая до появления МП на прилавках магазинов осуществлялась только на специально подготовленных катерах, оснащенных планерными мачтами и прочими приспособлениями. МП сделал троллинг доступным даже для владельцев небольших лодок.
Сейчас выпускается несколько моделей МП. Они различаются по размерам, по виду прищепки, фиксирующей леску, а также по ряду других характеристик. Моя практика показала, что оптимальными при ловле крупного хищника оказываются модели с размерами, аналогичными МП марки ТХ-24 (фото 1). Его можно без проблем использовать с глубоко идущими воблерами длиной до 14 см даже при волне до 50 - 70 см.
Принцип действия "планера" аналогичен принципу полета воздушного змея. С той лишь разницей, что, благодаря оптимально выбранному углу атаки, воздушный змей взмывает на воздушных потоках вверх, а "планер" - по аналогичным законам, но только гидродинамики - уходит в сторону от лодки, уводя за собой из кильватерной струи приманку. При некоторых навыках работы с "планером", да поиграв немного с высотой установки спиннингов, удается отогнать МП от лодки на 30 - 40 м в сторону. Угол между курсом судна и уходящей к "планеру" леской может приближаться к 70°, т.е. получается, что "планер" идет немного в стороне и за кормой судна, тем самым значительно увеличивая ширину облавливаемой акватории. Для начала работы МП (для обеспечения отхода его от лодки) необходима скорость около 1-1,5 км/час, что позволяет осуществлять его постановку даже в дрейфе. Еще одной особенностью работы МП является устойчивость его курса. При повороте лодки сам "планер", отстоящий от лодки на 20 - 40 м, совершает поворот со скоростью, несколько превышающей скорость лодки. Это позволяет ему практически не менять расположение относительно лодки, и, как следствие, приманка не оказывается в кильватере лодки - перехлеста снастей не происходит.
Конструкция МП достаточно проста. Корпус из ударопрочной пластмассы красного или оранжевого цвета. Пенопластовая вставка с тыльной стороны увеличивает его плавучесть (фото 2), горизонтальный руль не позволяет "планеру" существенно менять свой дифферент (наклон) при прохождении волны. Задний фиксатор лески - скользящий. При срыве лески с прищепки (клипсы) "планер" под воздействием набегающего потока воды "отлетает" к приманке (фото 3). Передний фиксатор лески выполнен в виде клипсы с регулирующим силу прижима винтом (фото 4). В нижней части корпуса МП установлен стабилизирующий положение "планера" в воде свинцовый груз (фото 5), при перемещении которого можно изменять дифферент МП в зависимости от скорости проводки приманки и размера волны.
Поскольку в рабочем положении "планер" оказывает весьма существенное гидродинамическое сопротивление проводке, к спиннингу и катушке предъявляются особенные требования. Спиннинг должен иметь нижнюю границу теста не ниже 40 г. Что называется "дешево и сердито" - это использование для этих целей недорогих пилькерных стеклопластиковых удилищ с тестом 100 - 250 г. Двух- или трехсоставной спиннинг длиной 1,8 - 2,4 м - вполне "бюджетный" выбор. С МП очень достойно себя ведут и специальные троллинговые (планерные) удилища длиной 2,1 - 2,4 м. Я лично использую Daiwa Strikeforce Planer.
Учитывая постоянно большое натяжение лески, лучший выбор для гармоничной снасти - это мультипликаторная катушка: далеко не у любой безынерционной катушки дужка лесоукладывателя выдержит постоянную нагрузку с рывками до 5 кг. Ну а избежать так нежелательных при динамичной ловле перехлестов и строго соблюдать необходимую длину отпуска поможет установленный на катушке счетчик метров/футов. К относительно недорогим моделям, подходящим для троллинга на большинстве акваторий Северо-Запада, можно отнести Okuma Magda PRO 30DX или чуть более дорогую Daiwa Accudepth AD47LC (фото 6). Они имеют передаточное отношение 4:1 и достаточно большую шпулю, рассчитанную более чем на 200 м лески 0,45 мм.
Шнур или леска? При ловле с МП сложно чему-то отдать предпочтение. При одинаковом со шнуром диаметре меньший тест на разрыв у мононити компенсируется ее эластичностью. Учитывая, что для планерной ловли применяется монолеска диаметром 0,35 - 0,5 мм, можно быть уверенным, что свои 10 - 12 кг она сможет держать. И для нее не нужен спиннинг с кольцами из керамики, как для шнура. Она еще и дешевле шнура, но, как правило, обладает "памятью". И срок ее эксплуатации при еженедельном использовании не превышает одного сезона.
Шнур же можно использовать несколько меньшей, нежели у лески, толщины. Работает он несколько лет. Клипса "планера" его не травмирует, как и он сам клипсу. Бобины со шнуром в магазинной размотке 130 - 150 м - как раз минимальная длина для намотки на мультипликатор. Предпочтителен шнур более плотного плетения, ибо при большой нагрузке во время проводки он может на катушке "провалиться" между витками с последующим "закусыванием", что чревато и потерей трофея, и поломкой снасти.
И еще один небольшой технический нюанс, относящийся к оборудованию плавсредства. Для некоторых любителей ловли "дорожкой" нет ничего интереснее, чем почувствовать удар-поклевку, держа спиннинг в руках. При ловле с МП вариант постоянного удержания спиннинга в руках вряд ли приемлем - постоянная нагрузка на спиннинг довольно велика, более получаса удерживать его в руках - затруднительно. Оптимальное решение - установка спиннинга в специальный стакан или держатель для удочек. Сейчас наиболее широкое распространение получили модели фирмы Scotty (фото 7). Они имеют несколько степеней свободы и надежно фиксируют удилище в любом необходимом положении. Стаканы для вертикальной установки спиннинга несложно изготовить и самому - из тонкостенной металлической или пластиковой трубы диаметром 40 - 50 мм, в зависимости от диаметра комля ваших спиннингов (фото 8, 9).
Стратегия и тактика ловли
Ну, а теперь, когда все готово - можно и на рыбалку. И не забудьте перед постановкой "планеров" выключить мотор, если собираетесь использовать больше двух искусственных приманок. Несколько общих соображений. Гребную лодку для ловли с МП лучше не перегружать рыбаками: двое, максимум трое - в зависимости от погоды. На моторной лодке также не стоит сильно увеличивать количество экипажа. Одному человеку с "планерами", особенно на этапе их освоения и настройки, достаточно сложно совмещать обязанности шкипера с запуском МП. Поэтому здесь оптимальный вариант - 2 человека.
Не стоит выходить с подобным оснащением на незнакомую акваторию, где есть резкие перепады глубин или на дне присутствуют коряги - очень большой риск потери дорогих приманок или длительного разбора сильно перепутавшихся снастей. Желательно не просто какое-то время ловить на этой акватории, но и более-менее отчетливо представлять себе диапазон глубин с учетом возможных колебаний уровня воды, рельефа и характера дна. Эхолот, пусть даже самый простой - однолучевой, в этом деле окажет существенную помощь.
Еще одним желательным для подобной рыбалки прибором будет GPS-навигатор. Его основная функция в данном случае - постоянный контроль скорости. Это важно, когда движешься против ветра и волны, и особенно - если лодка сильно парусит. Глазомер очень часто подводит. Если вы пользуетесь навигатором с картами глубин, то это - важная составляющая успеха на рыбалке.
Основные стратегические шаги обозначены - и мы, оснащенные МП, выдвигаемся в район ловли. По пути движения определяем направление ветра. "Планеры" удобно выставлять, сориентировав лодку по ветру. Можно вывести мотор на обороты холостого хода (минимальный газ), но можно и просто, не включая мотор, дрейфовать по ветру.
Готовим первую снасть. На этапе освоения лучше в качестве приманок использовать плавающие "шумящие" воблеры. В дальнейшем, с появлением навыков постановки МП, проводки и вываживания, будем уже использовать практически любые спиннинговые приманки (воблеры, блесны, "силикон", снасточки, девоны и т.д.).
Выставляем счетчик на катушке на "0" и отправляем приманку за борт. Величина отпуска приманки может быть, разной, все зависит от намерения рыбака ловить в определенном водном горизонте и от параметров приманки (ее максимальной рабочей глубины).
Использование МП имеет очень существенный плюс: одним воблером типа Runner Deep Diver от Thorne Bros. - можно успешно облавливать все горизонты, начинав практически от поверхности и изменяя только отпуск приманки.
Минимальный отпуск лески составляет 2 - 3 м, в этом случае воблер не заныривает глубже одного метра. Постепенно увеличивая отпуск от клипсы до величины в 30 - 40 м, удается добиться заныривания воблера на максимальную для него глубину. Выставив необходимый для данного случая отпуск, прикрепляем МП (главное - не перепутать, для какого борта он предназначен). Отпуск МП от лодки на 30 - 40 м годится при штиле и небольшой, до 30 см, волне. Лишние 10 - 15 м к отпуску добавим, если комель спиннинга находится не на уровне воды, а приподнят над водной поверхностью на 1 - 2,5 м. Необходимо быть готовым к тому, что первые несколько запусков МП будут пробными. Под используемую приманку и леску (шнур) необходимо отрегулировать усилие прижима лески клипсой.
Когда "планеры" займут нужное для вас положение, необходимо отрегулировать фрикцион катушки на минимальное усилие срабатывания. Как правило, при поклевках некрупных окуня, язя или щуки только по срабатыванию фрикциона катушки и можно определить, что рыба уже на крючке. Особенно, если на водоеме небольшая волна.
Используя мультипликаторные катушки со счетчиком, да плюс при обретении некоторых навыков - удается одновременно выставлять пару МП по разным бортам лодки.
Общая схема постановки снастей на лодке должна приблизительно выглядеть, как показано на рисунке. Идеология подобной постановки исходит из того, что при поклевке и срабатывании клипсы приманка с сидящим на ней трофеем уходит в кильватер лодки за другие приманки, чтобы избежать перехлеста. Потом она спокойно извлекается, причем ход не сбрасывается, если размер рыбы небольшой. Либо можно немного сбавить скорость, чтобы не нарушать общий строй приманок. Но если вы почувствовали, что рыба на крючке будет где-то на 5 - 7 кг, на небольших лодках имеет смысл предварительно убрать снасти с одного борта, чтоб они не мешали вываживанию трофея. А если речь идет о результате, близком к рекордному, лучше собрать все остальные снасти.
При движении против ветра, учитывая, что гребец или рулевой на период вываживания отвлекается от своих прямых обязанностей (особенно, если речь идет о весомом трофее), лодку с уже убранными остальными снастями лучше привести по ветру, таким образом стабилизировав ее движение.
В соответствии с новыми правилами спортивного рыболовства, для гребного варианта или при живцовых насадках максимальное количество спиннингов, находящихся в лодке с двумя рыбаками, может достигать десяти. Но хочу предостеречь: не стоит сразу гнаться за большим количеством снастей. Недостаток опыта проводки и неблагоприятное стечение обстоятельств могут в один момент превратить удовольствие в сильно испорченную рыбалку. Поэтому следует начинать с одного "планера" с каждого борта, затем добавить по одному спиннингу, поставленному горизонтально в держателе. Но постановка сразу четырех снастей предполагает, повторюсь, либо переход на весла, либо использование живцовых приманок.
И лишь покатавшись несколько рыбалок с таким оснащением в разных погодных условиях и поняв, как нужно водить пару МП, - добавлять еще по "планеру" с каждого борта. Причем первую постановку следует делать строго по ветру, и, лишь разнеся все приманки, брать курс против ветра. Постановка уже второй пары МП на лодке окажет заметную "прибавку" к гидродинамическому сопротивлению вашего "обвеса". И уже начиная с подобного оснащения, для достижения оптимальной скорости проводки (особенно против ветра) придется доставать и налегать на вторую пару весел.
Практика использования МП на Ладоге
1. Применение МП оправдывает себя при волнении до 1 м, при большей волне очень частыми становятся ложные срабатывания. Попытки усилить прижим в клипсе приводили к длительному тасканию на "планере" уже клюнувшей некрупной рыбы.
2. Диапазон скоростей проводки - от 2,5 до 5,5 км/час.
3. Использование более двух МП на одной лодке целесообразно в режиме поиска или при слабом клеве.
4. Поскольку МП не обозначаются флажками, они не всегда заметны проходящим вблизи коллегам. Для избежания недоразумений приходится или заранее маневрировать, или предупреждать о наличии "планеров" голосом.
5. Использование мелко идущих приманок дает возможность ловить в непосредственной близости от стенок тростника, огибая приманкой контур недалеко от травы, что важно, находясь на удалении порядка 30 - 40 м.
6. МП с габаритами, как у марки ТХ-24,в большей степени рассчитан на приманки размером 70-140 мм с большим заглублением. Для проводки воблеров меньших размеров оптимальным будет применение МП меньших габаритов.
Еще несколько выводов
1. Несмотря на некоторое техническое усложнение процесса установки и ловли, все же МП позволяет достаточно быстро подобрать наиболее "съедобную" приманку.
2. Даже без эхолота, используя лишь GPS - навигатор с картами глубин и следуя по 5-метровой изобате, можно подобрать оптимальный горизонт лова. На многих водоемах с относительно прозрачной водой совсем не обязательно вести приманки в придонном слое.
3. В большинстве случаев, когда под лодкой 4 - 6 м водной толщи, очень активно работают воблеры с 2 - 5-метровым заглублением. Если рельеф дна не грозит потерей приманок, и у вас есть некоторый опыт общения с Deep Runner-ами, можно просто "поиграться" с длиной их отпуска.
4. Если посмотреть на конструкцию в целом, как механическое соединение элементов, отмечу следующее. От зафиксированного в держателе спиннинга из раскачивающейся на волне лодки к "планеру" отходит натянутая леска, передающая все движения спиннинга "планеру". На это накладываются собственные движения "планера", складывающиеся из преодоления волн и потягов спиннинга. В данном случае приманка, учитывая все эти факторы, пойдет в некоем рваном ритме, который можно назвать, к примеру, "планерным твичингом".
5. После окончания этапа подбора приманок - поклевки на планерную приманку в большинстве случаев следуют чаще, чем на идущие в кильватерном следе лодки.
Общие впечатления от использования "МП в течение нескольких сезонов позволяют говорить о том, что это вполне жизнеспособный вид ловли троллингом. В отдельные периоды жизни водоема он превосходит по результативности практически все остальные виды ловли.
Некоторое время нужно лишь для привыкания и настройки, а дальше все получается достаточно просто. При движении по гладкой воде "планер" при поклевках воспринимается как большой поплавок, наблюдение за которым, в некоторой степени, гипнотизирует (фото 10). Хищник весом от 1 кг его полностью притапливает, а уже потом срабатывает клипса.
На планерные приманки, которые водились в акватории Ладожского озера, значительно чаще обычного покушались различные представители "белой" рыбы. Особенно ярко это проявлялось, если в качестве приманки "купать" небольшие шумящие "составники". В отдельные периоды, когда хищник охотится у поверхности, минипланерная доставка приманки оказывалась единственно результативным способом лова. Причем подобные явления происходили как на небольших (от 1,5 до 4,5 м) глубинах, так и на 6 - 15-метровых, когда хищник просто суперактивно клевал на любые приманки на МП в верхнем горизонте, наотрез отказываясь от тех же приманок, но поданных либо в кильватерной струе, либо при дрейфе лодки - взаброс.
И самый главный вывод.
Если вы все же решили ловить больше, чем на две приманки, и в итоге провели на веслах несколько часов, то можно совершенно точно говорить - от полученной нагрузки тонус вашего организма повысится несравненно больше, чем когда бы все это время вам пришлось нюхать выхлопные газы мотора. Особенно, если удалось подержать на спиннинге достойный экземпляр.
|