Продолжу тему. Предлагаемая в этой статье конструкция рождалась в течение последних двух-трех лет в процессе изготовления мною и моими друзьями различных вариантов ходовых тентов, опробованных на нескольких моделях ПВХ-лодок.
Теперь же, с учетом замечаний и пожеланий пользователей совместно изготовленных тентов, я реализовал итоговую конструкцию. Ее ходовые испытания успешно прошли в достаточно суровых условиях, что приготовил по этому случаю Финский залив. Пологий, почти двухметровый "накат" с запада накладывался на набирающий силу и очень свежий юго-восточный ветер - "отвальный" для тех мест. Временами лодка шла по сплошным "баранам", но, тем не менее, носовой тент выполнил все свои функции, защищая экипаж от непогоды.
Но сначала расскажу об особенностях конструкции в целом, отличиях ее от подобных изделий, производимых в заводских условиях, и нюансах самостоятельного изготовления. В отличие от большинства имеющихся на рынке ходовых тентов (носовых укрытий) эта конструкция изначально задумывалась и создавалась как полностью взаимосвязанный комплекс приспособлений по повышению мореходности и обитаемости лодки.
И лодку (к слову, она должна была быть в двухместном варианте) я собирался в первую очередь "заточить под рыбалку" на больших и открытых всем ветрам акваториях Северо-Запада, поэтому во главу угла была поставлена прочность конструкции. Таковая была реализована в значительно более надежном (в сравнении с аналогами, имеющимися на рынке) креплении к элементам фурнитуры лодки, что обеспечивало бы не только защиту от брызг, но и от волн, а это особенно актуально при выходе из полосы бурного прибоя.
Носовой тент в предлагаемом варианте не должен был закрывать обзор рулевому, т.е. расположен ниже его уровня зрения. Помимо прочего, необходимо было предусмотреть расширение полезной площади кокпита за счет нашитых и закрывающихся карманов. Замечу попутно, что их размер, форму и число можно выбрать самостоятельно, исходя из конструктивных особенностей вашей лодки и личных потребностей.
Когда общий эскиз всей конструкции был готов, начался мучительно долгий поиск подходящего для инсталляции корпуса. А если быть более точным - выбор конкретного типа лодки из ПВХ. Изначально для себя я определил, что не надо никаких жестких днищ, а только аэрдек (надувной пол). Размер лодки определялся мною в первую очередь массой комплекта, а во вторую - ценой. Проведя на прилавках магазинов детальный внешний осмотр множества единиц малого надувного флота, да плюс еще побывав на тест-драйвах нескольких производителей, я утвердился в следующем.
1. Мне оказались совершенно не интересны скоростные характеристики ПВХ-лодок (не для гонок рыбацкая лодка все ж таки делается). Главное - безопасность и экономичность. Эксплуатация должна проходить с экипажем в два человека под мотором Mercury 5М, поэтому - никакого глиссирования, только водоизмещающий режим- 9-10 км/час.
2. Далеко на задний план отошли диаметры баллонов и углы килеватости на транце, а вот очень важный, на мой взгляд, критерий - используемая фурнитура - в итоге сыграл решающую роль в выборе.
Практически без каких-либо дополнительных переделок под мои задачи подошел корпус лодки "Баджер" SDA-330. Устроило практически все. Хотя, по большому счету, подобную инсталляцию можно выполнить на любом судне - каждый рыбак видит свою лодку под своим и только ему присущим углом зрения. И только он может представить все нюансы и технические особенности, какие он хочет заложить в свое судно для своей же безопасности и удобства. Поэтому я привожу лишь мой личный взгляд на эти проблемы (естественно - не бесспорный). И если что-то в предложенных решениях будет усовершенствовано или чем-то вами дополнено, уважаемые коллеги, то так тому и быть.
Но перейдем непосредственно к производству тента. Наиболее логичным представляется его изготовление из нетяжелой и достаточно водостойкой недорогой ткани - типа кордуры или авизента. Я остановился на кордуре, поскольку этот материал подходит для шитья на бытовой швейной машинке даже человеком, имеющим самые примитивные навыки обращения с подобным устройством.
Необходимо было, чтобы элементы носового укрытия выполняли также функции основы для установки стояночного тента, но изготовленного уже из более легкого материала. Проще говоря, алюминиевая дуга конструкции должна была позволить не только удерживать тент в натянутом состоянии, но и служить опорой для фиксации несущей стояночного тента - своеобразной коньковой балки. Задумывал я, и чтобы на этой дуге можно было бы укрепить топовый огонь, а также транспортировочный стакан, предназначенный для хранения подсака.
Растяжка тента должна была производиться с использованием уже установленной производителем фурнитуры при помощи, например, крюк-винта, фиксирующего на этих же элементах и площадки с транспортировочными стаканами, предназначенными для установки спиннингов. На одной из этих площадок предполагалось разместить также и навигационную аппаратуру (эхолот и GPS-навигатор).
Начинаем делать
Скажу, что за изготовление тента имеет смысл браться, когда есть хотя бы некоторые навыки владения слесарным инструментом. А поскольку они есть практически у любого мужчины, то дело за малым: найти швейную машинку.
Желательно - со швеей-мотористкой, хотя получить основы знаний по работе на этом "дамском" инструменте можно практически за вечер, если дома кто-то шьет. А практические навыки, можно отработать за второй вечер.
Словом, не так страшен черт, как его малюют. Главное - преодолеть психологический барьер новизны, а потом все будет получаться. Не боги горшки обжигают.
Подобный проект целесообразно начать с детального осмотра своей ПВХ-лодки в накачанном состоянии. Прежде всего, обращаем внимание на основные размеры лодки, ее форму в носовой части, конструктивные особенности баллона, наличие и вид уже наклеенной производителем фурнитуры. Вы должны четко представлять с самого начала и общий вид, и все детали будущей конструкции.
Далее я попытаюсь изложить основные шаги реализации и остановлюсь на имеющих значение нюансах. Теоретически есть несколько путей изготовления тента - какие-то проще, какие-то сложнее. К самым простым можно отнести два: либо из недорогих материалов (например, полиэтилена) сделать выкройку будущего тента и уже по ней шить, либо сделать разметку материала прямо по месту установки тента. Я выбрал второй путь.
Но прежде предстоит изготовить опорную П-образную дугу из толсто стенной алюминиевой трубы диаметром от 16 до 25 мм (фото 1). Такой диаметр выбран, исходя из соображений прочности и массы всей конструкции, а также с учетом особенностей требуемых фурнитуры и крепежа, что можно приобрести в магазинах строительных товаров.
К слову, использование профессионального трубогиба или, скажем, навыков профессионального водопроводчика позволит добиться необходимой эстетики исполнения несущей конструкции, учитывая небольшие радиусы закругления, выбираемые произвольно, но так, чтобы их изготовление было предельно просто.
При изготовлении дуги можно обойтись и без трубогиба, если рядом небольшой слесарный участок. Пусть даже специальных приспособлений под рукой не оказалось, можно обойтись и подручными средствами. Важно только надежно зафиксировать изгибаемую трубу и добиться; чтобы вся получаемая конструкция дуги находилась строго в одной плоскости.
Размеры (высота и расстояние между вертикальными стойками - фото 2) определяются строго индивидуально, исходя из конструктивных особенностей вашей лодки, высоты посадочного места шкипера и его антропометрических данных. Для определения высоты дуги необходимо, разместившись на месте рулевого и изменяя высоту П-образной конструкции и наклон ее в сторону транца, добиться, чтобы "мертвая зона" (см. схему в статье предыдущего номера журнала) перед вашей лодкой ни в водоизмещающем режиме, ни в режиме глиссирования не превышала 5-7м.
В качестве опор для согнутой дуги используются элементы фурнитуры лодки (фото 3). Но сразу хочу внести ясность - держатели рейлинга у разных производителей могут быть различного вида и конструкций. На некоторых из них второе (дополнительное) технологическое отверстие может и отсутствовать. Если вы все же задались целью изготовления и установки подобного тента, а на вашей лодке подходящая фурнитура отсутствует, то нужные элементы можно приобрести отдельно и наклеить самостоятельно, уже строго по месту и под необходимым углом.
Обращаю также внимание читателей и на такую особенность лодок, что на поверхности баллона фурнитура может располагаться под разными углами. Но на моей модели "Баджер" SDA-330 она расположена так, что в дополнительное отверстие диаметром 8 мм можно вставить болт, на каком и будет фиксироваться П-образная дуга (фото 4). Если диаметр применяемой трубы 22 - 25 мм, то для ее фиксации на баллоне целесообразно использовать крепеж диаметром 8 мм. Если труба 16-22 мм, то предпочтительнее использовать болт диаметром 6 мм.
Чтобы максимально исключить повреждение (протирание) фурнитуры алюминиевыми стойками в процессе эксплуатации тента, с торцевых частей стоек должны быть убраны все заусенцы, а сами торцы надобно тщательно зашлифовать. Вообще, желательно, чтобы не было прямого контакта трубы или крепежа непосредственно с материалом баллона, а П-образная стойка опиралась только на элемент крепления - болт (фото 5).
Основная часть полотнища выкройки будущего тента разворачивается на плоскости (фото 6), и лишь в нескольких местах необходимо будет заложить складки для более плотного облегания тентом баллонов вашей лодки - это по нижней части тента (фото 7). И для равномерной растяжки - по верхней шкаторине (фото 8).
Поскольку раскрой ПВХ-материала, форма баллонов в плане и сбоку у разных моделей разных производителей значительно различаются, желающим изготовить тент самостоятельно дам лишь несколько общих рекомендаций.
1. Общий расход материала для носового (ходового) тента, учитывая изготовление 9 накладных карманов, получился у меня около 3,5 - 4 погонных метров при ширине материала 1,5 м. Напоминаю, что это расход для лодок 3,2 - 3,4 м длиной. Для лодок иных размеров количество необходимой ткани будет уже другим.
2. В магазинах туристического снаряжения цена погонного метра кордуры или авизента в зависимости от сортности и цвета может быть от 80 до 250 руб. Там же можно приобрести и всю необходимую для изготовления тента фурнитуру (пластиковые крючки, стропы, полукольца, широкую резинку, люверсы - фото 9). Для шитья лучше всего подходят синтетические нитки №20 с соответствующей иглой. Так как объем, а точнее - общая длина швов получается большая, лучше сразу запастись парой бобин или катушек необходимого цвета.
3. Определяя длину заготовки по нижнему краю, я учитывал места установки фурнитуры производителем на бортовой части баллонов. В моем представлении нецелесообразно значительно увеличивать размеры ходового тента на лодках таких размерений.
Во-первых, на средней банке второй участник команды может располагаться как лицом по ходу движения, так и поворотившись к рулевому.
Во-вторых, в носовой части лодки перед штатной фанерной банкой можно поместить надувную банку и использовать ее для отдыха второго члена экипажа под прикрытием ходового тента.
4. На этой модели точками крепления растяжек тента я выбрал вторую пару держателей рейлингов по борту, считая от носа. Поэтому получается, что частично тент находит на борта и почти полностью закрывает нанесенный на борт регистрационный номер. В таком случае номер судна должен быть продублирован на тенте. Фиксация тента по нижней шкаторине на корпусе лодки происходит в нескольких точках: на рым-рукоятке (фото 10), на скобах (что принципиально отличает эту конструкцию от уже имеющихся на рынке - фото 11) и на второй по борту паре держателей рейлинга (фото 12).
Теперь - по конструктивным особенностям изготовления тента.
По нижней части тента пришит рукав (см. фото 12) окружностью около 10 см, внутри которого продет резиновый амортизатор (в магазинах хозтоваров он продается как "резиновый шнур для стяжки"). Длина шнура около 1 м. До необходимой длины - для надежной фиксации нижнего края тента - он наращивался мною капроновым тросом диаметром 6 мм. Соединение резинового жгута и капронового троса можно осуществить с помощью переходной медной трубки-муфты. А можно выполнить соединение проще - соединить внахлест, а бандаж сделать толстыми капроновыми нитками с последующей проклейкой обмотки эластичным клеем типа "Квинтол-Люкс". В нижнем рукаве установлены два люверса диаметром 10 мм для вывода через них петли для крепления на рым-рукоятке (см. фото 10). Люверсы можно установить в заранее подготовленные и усиленные вторым слоем материала отверстия (фото 13 - 15) при помощи специального приспособления. Если такого приспособления под руками не оказалось, то развальцевать трубку люверса такого диаметра можно, пристроив всю сборку, к примеру, на линолеум, уложенный в несколько слоев, и используя на начальной стадии в качестве формы развальцовки шарик диаметром 15 - 20 мм - скажем, от подшипника или гантель (фото 16). Затем аккуратно уложить края при помощи небольшой киянки или проставки из твердых пород дерева.
В двух следующих точках фиксация тента осуществлена с помощью петель из стропы, пришитых к нижнему краю тента. На петли, в свою очередь, надеваются карабины, являющиеся разъемами в данном соединении (см. фото 11).
Растяжка нижней части тента по баллону лодки и фиксация задних шкаторин тента выполнена с помощью карабинов на фурнитуре лодки (вторые держатели рейлинга). Крюк-винт (см. фото 12) выполняет двойную функцию: фиксация-растяжка тента и нижняя опора площадки для транспортировочных спиннинговых стаканов. Карабины на концах амортизатора, заложенного в нижний рукав, крепятся при помощи рыбацкого огона (фото 17).
Нижняя шкаторина тента уже в районе борта имеет по два дополнительных крепления к "привальнику" на пластмассовых крючках, установленных на эластичных стропах, имеющих фиксатор-ограничитель по нижней шкаторине тента (фото 18). Верхняя шкаторина тента также растягивается при установке тента. Для этого по всей длине вшит рукав окружностью около 10 см, в котором тоже проложен эластичный жгут, состоящий из двух резиновых амортизаторов, соединенных последовательно (внахлест, по аналогии с нижним рукавом). Верхняя шкаторина имеет две точки крепления: она фиксируется на тягах крепления площадки для транспортировочных стаканов (см. фото 12).
Обращаю особое внимание, что механизм крепления такой площадки не мешает размещению весел по-походному, а в случае необходимости позволяет без затруднений быстро перевести весла в рабочее положение и спокойно грести.
В верхней части тента вмонтированы два люверса диаметром 40 мм. Один из них сориентирован точно по центру верхней части П-образной дуги и предназначен для установки универсальной поворотной опоры топового огня (фото 19, 20). Второй люверс смещен вправо и расположен рядом с правой вертикальной стойкой. Это будет входное отверстие для размещения подсака в собранном виде (фото 21).
Эти люверсы установлены в местах, дополнительно усиленных вторым слоем ткани, который приклеен по всей поверхности и дополнительно прошит по периметру. Центральное отверстие, на которое ложится очень большая нагрузка, особенно при ударе волной, дополнительно укреплено слоем баннерного материала. Вставленные в уже готовое отверстие обе части люверса затем развальцовываются. Для этого случая под руками у меня оказалась гантелина с подходящими по диаметру шарами, что позволило выполнить начальный этап развальцовки. Окончательный этап выполнен деревянной киянкой на нескольких слоях линолеума. Также для фиксации тента на дуге предусмотрены два ограничивающих крепления с использованием двойных скобок (фото 22). Сборка тента и установка платформ с транспортировочными стаканами осуществляется на берегу после накачивания лодки, занимая всего несколько минут.
Предлагаемая конструкция тента снабжена несколькими накладными карманами, которые благодаря своеобразной форме позволяют разместить внутри себя значительный объем полезного груза. Но поскольку эти карманы нашиты на материал, вес размещенного груза не может быть очень большим.
На внешней стороне тента помещен двойной карман с клапаном и на застежках, предназначенный для хранения плавучего якоря, швартового конца и спасательного конца Александрова (фото23). Размещен еще и второй небольшой карман на застежке, предназначенный для хранения кранцев (фото 24). Суммарный объем наружных карманов - около 33 л. С внутренней же стороны тента размещены еще 6 карманов, два из них - на застежках (см. фото22). В сумме получился следующий "внутренний" объем: 12 + 10 + 8 + 8 + 6 + 6 = 50 л. Есть куда положить термос, контейнер с бутербродами, небольшой ящик с приманками и другую мелочевку.
Кроме этого необходимо учесть, что фиксация по нижней шкаторине тента осуществляется с достаточно сильным натягом, что не дает проваливаться под нее некрупным и нетяжелым предметам, положенным на борт. В условиях же движения по-походному, уложенные на борт с внутренней стороны тента предметы могут быть дополнительно прикреплены либо к рейлингу, либо к технологическим петлям на борту или на днищевой накладке (см. "СР" №5/2007).
Также хочу обратить внимание тех, кто решится выполнить эту работу, что швы от швейной машинки следует дополнительно защитить от возможного повреждения, увеличивая надежность герметизации. Это можно сделать тем же клеем "Квинтол-Люкс" при помощи маленькой жесткой кисточки из щетины, промазав все доступные швы с обеих сторон.
Как уже указывалось выше, в большом люверсе, расположенном по центру дуги, установлен универсальный зажим (фото 25), обо всех назначениях которого теперь более подробно. Из имеющихся в продаже наиболее полно предъявляемым требованиям отвечает Т-образный мебельный переходник, изготовленный из хромированной стали. Сразу хочу предупредить, что подобная фурнитура получила наибольшее распространение под трубы диаметром 25 мм. Поэтому, если в качестве П-образной стойки используется труба меньшего диаметра, для надежной фиксации переходника на трубе, необходимо использовать дополнительные вкладыши из металла или плотной пластмассы. В этом переходнике штатный винт М8 с круглой головкой я заменил винтом-барашком той же длины, что позволяет достаточно надежно фиксировать положение переходника на дуге.
Как уже отмечалось выше, зажим имеет несколько предназначений. Во-первых, на него ложится некоторая нагрузка по удержанию в сборе и необходимом натяжении всей конструкции ходового тента; во-вторых, он является опорой топового огня; в-третьих - это основная опора для постановки коньковой балки стояночного тента.
|