Житомирский
рыболовный клуб

"ПОЛЕСЬЕ"

 

ПОГОДА
Житомир
Разделы
Лодки [22]
Катера [2]
Моторы [43]
Оснащение [7]
Самоделки [17]
Прицепы [11]
Главная » Файлы » ТРАНСПОРТ » Самоделки

Оборудование лодки простейшим парусом
[ ] 26.09.2009, 13:50

На реках и обширных, открытых ветрам водоемах передвижение по воде лучше всего совершать на парусных лодках. Однако не все еще рыболовы-любители научились пользоваться парусными лодками и часто расходуют свою силу там, где большие пространства можно легко преодолевать с помощью ветра.

Оборудовать лодку простейшим парусом, так называемым "рыбацким" (шпринтовым), доступно каждому рыболову, с затратой небольшого количества средств и труда.

Для оснастки пригодна любая килевая лодка, причем парус не лишает возможности передвигаться на веслах.

"Рыбацкий", или пшринтовый, парус представляет собой прямоугольный кусок прочной ткани (холст или тонкая парусина), прикрепленный продольной стороной к мачте и распертый по диагонали шестом.

Оборудовать лодку парусом произвольного размера нельзя. Пользоваться большим парусом, не соответствующим величине лодки, опасно, а слишком маленький парус является мало эффективным.

Величина паруса определяется следующим образом: измеряют длину и ширину лодки по ватерлинии, и эти величины перемножают между собой. Полученную сумму умножают на множитель, который колеблется в пределах от единицы до двух с половиной. Множитель 2,5 употребляется для судов, специально построенных для хождения под парусами. Для обычной килевой лодки не следует применять множитель больше чем 1,1-1,2.

Таким образом, если длина лодки по ватерлинии равна 4 метрам, а ширина 1 метру, то площадь паруса при множителе единице составит 4 квадратных метра (4х1х1).

Если в этом случае высоту паруса принять в 2,5 метра, то ширина его будет 1,6 метра.

Менее точно можно принимать высоту паруса за шесть десятых, а ширину за четыре десятых длины лодки. Тогда площадь паруса составит (4х0,6)х(4х0,4)=3,84 квадратных метра.

Для прочности края паруса (шкаторина) обшиваются тонкой веревкой (ликтрос); в углах паруса ликтрос образует петли (кренгельс).

В крае паруса, который будет прилегать к мачте (передняя шкаторина), делаются отверстия, обмотанные прочной ниткой или обшитые кожей (люверсы). В каждый люверс вставляется проволочное кольцо (4-5 миллиметров), концы которого лучше запаять. Кольца должны быть такого размера, чтобы они совершенно свободно надевались на мачту.

Поперечный разрез лодкиПоперечный разрез лодки со шпринтовым парусом

Мачта делается из соснового шеста толщиной в нижней части 60-65 миллиметров и в верхней части 50-55 миллиметров. Нижний конец мачты (шпор) затесывается на квадрат. В верхнюю часть мачты ввинчивается кольцо-блок.

Мачта устанавливается в передней части примерно на расстоянии одной трети длины лодки от носа. В обычных лодках место установки мачты определяется положением передней скамейки (банки). Высота мачты должна быть равна высоте паруса плюс глубина лодки и плюс еще полметра.

Для установки мачты к еланям лодки у передней банки прочно прикрепляется гнездо. Оно представляет собой обрезок доски толщиной в 60-70 миллиметров, в котором выдолблена квадратная дыра по шпору мачты. В гнездо вставляется шпор мачты, а древко крепится к передней банке железной откидывающейся скобой или прикрепляется веревкой. Веревка в этом случае закручивается палочкой, а палочка привязывается к банке. Если елани лодки недостаточно массивны, на них укрепляется доска толщиной в 20-26 миллиметров. Она-то и служит основанием гнезда.

Детали шпринтового парусаДетали шпринтового паруса

Перед установкой мачты в ней крепится парус при помощи металлических колец, продетых через люверсы. Предварительно к веревочным петлям (кренгельсы) в углах паруса привязываются прочные веревки, сечением в 10 миллиметров. К левому верхнему углу (верхний галсовый угол) привязывается веревка (фал), которая пропускается через блок-кольцо. При помощи фала парус поднимается на мачту. К нижнему левому углу (нижний галсовый угол) привязывается короткая веревка для крепления паруса в нижней части мачты. Для управления парусом к верхнему правому углу (нокбензельный угол) привязывается веревка (брас), второй конец (шкот) прикрепляется к правому нижнему углу (шкотовый угол). Длина браса и шкота должна быть достаточна для отведения паруса в крайнее положение от рулевого.

Когда мачта установлена и парус при помощи фала поднят, он свободно свисает и не улавливает ветер. Для расправления паруса служит шест (шпринтов, косина), распирающий парус по диагонали. Толщина шпринтова 20-25 миллиметров. К концам его прикрепляются металлические или деревянные рогульки (утки) или делаются глубокие вырезы, что несколько хуже. Верхним концом шпринтов упирается в нок-бензельный угол паруса, а нижним - в петлю из прочной веревки (строп), надетую на нижнюю часть мачты. Для того, чтобы строп держался на нужной высоте, на мачте делается упор.

У парусной лодки должен обязательно быть руль с рукоятью. Если руля нет и невозможно его сделать, в крайнем случае можно воспользоваться веслом, прикрепив его наподобие руля прочной веревкой или проволочной петлей к гвоздю, вбитому в борт лодки у кормы.

Руль с рукоятью необходим рыболову для управления им одной рукой, так как в другой руке он держит шкот и брас, которыми регулирует положение паруса в зависимости от направления ветра и желаемого курса лодки.

Шпринтовый парус, кроме простоты устройства, удобен еще и тем, что при внезапном увеличении силы ветра достаточно выбить шпринтов из стропа, чтобы парус обвис и перестал улавливать ветер.

При сильных ветрах тонкую мачту целесообразно расчаливать к корме лодки веревкой (ванта). Шпринтовый парус позволяет пользоваться попутным или боковым ветром.
Категория: Самоделки | Добавил: Mixxx
Просмотров: 2831 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.7/3 |