Разумеется, отечественный рынок рыболовного снаряжения - как, впрочем, и любой другой - не предлагает каких-то специальных катушек для использования зимой. Не бывает специальных катушек для ловли в северных регионах или, наоборот, в южных.
Просто качественные особенности различных моделей должны более или менее подходить для определенных условий ловли. Ну, к примеру, давайте возьмем Астраханскую область. Погода здесь жаркая, берега Волги песчаные, нередко дуют сильные ветры.
Соответственно, песок забивается в незащищенные части механизмов катушек, из чего следует, что наилучшим образом будут работать те модели, у которой механизмы хорошо защищены.
Катушки для морской рыбалки также должны отвечать определенным требованиям, поскольку их механизмы подвергаются воздействию соленой морской воды. Разумеется, и для рыбалки зимой подойдут не все катушки.
Перед тем, как сделать выбор
Если вы спиннингист до мозга костей или собираетесь таковым стать, поэтому не намерены зачехлять снасти на зимний период, то вам наверняка не лишним будет знать о некоторых моментах, касающихся выбора катушки. Правило тут одно - сразу же нужно отбросить иллюзию, что удастся обойтись малыми деньгами.
Дешевые катушки нам не подойдут, даже если они красивые и блестящие, да к тому ж напичканные десятком подшипников и всяческими "бесконечными винтами". Дело в том, что чудес в области катушкостроения не бывает - и низкая цена сразу же должна вас насторожить. Стараясь придерживаться модных веяний в сфере механики, некоторые производители удешевляют свою продукцию за счет низкого качества используемых материалов.
Прежде всего, это относится к корпусу. Все негативные моменты от использования плохого материала проявляются в полной мере как раз на морозе: под воздействием отрицательных температур дешевенький пластик становится хрупким и вполне может развалиться на части. Кроме того, могут отлететь ножка или ручка.
Главная передача, изготовленная из недорогих материалов, также может пострадать от отрицательных температур в сочетании с большими нагрузками. На моей памяти случались моменты зимой, когда при вываживании крупной рыбы из силуминовой шестерни вылетали зубья - и катушку попросту клинило.
Не лезь в механизм - и он тебя не подведет
Данное выражение вполне справедливо для всех катушек, используемых в самых разных условиях: без серьезных причин нет смысла залезать внутрь катушки.
Но зимой это вдвойне актуально, поскольку не все смазки одинаково хорошо ведут себя в условиях отрицательных температур - и руки у некоторых так и зудят. Один мой знакомый решил провести плановое техническое обслуживание своей катушки Twin Power от Shimano.
Зачем ему это понадобилось, он потом так и не смог объяснить. Но еще непонятнее, почему он не воспользовался специальной смазкой для катушек, а, начитавшись рекомендаций в Интернете, намазал катушку неизвестной смазкой для каких-то механизмов в автомобиле. В итоге при минус 15°С мне пришлось разбирать его катушку и накладывать хорошую Шимано'вскую смазку, потому что катушка просто-напросто перестала нормально крутиться: ход стал чудовищным, соответственно таким же термином можно охарактеризовать и укладку лески.
Так что лезть в катушку стоит только в крайнем случае - например, когда катушка упала в воду. Тогда работу с ней нужно немедленно прекратить - до момента полной просушки и смазки. И ни в коем случае ее нельзя крутить.
Один мой знакомый после извлечения катушки из воды решил проверить, как купание сказалось на ее работоспособности - и совершил несколько оборотов. После чего у катушки начались проблемы с передаточным механизмом, так что потребовался серьезный ремонт.
Возможные неисправности
Наиболее часто в безынерционных катушках, используемых зимой, страдает ролик лесоукладывателя. Он попросту засоряется. Зимой это происходит часто, т.к. этот механизм практически всегда находится в обледеневшем состоянии.
Не так давно я ремонтировал дорогую катушку, и у нее как раз были проблемы с роликом. Разобрав данный узел, я впал в шок - подшипник ролика катушки за 20 тысяч рублей просто заржавел.
Я уж, было, заподозрил уважаемого во всем мире производителя, но все оказалось намного проще. Дело в том, что на этой конкретно взятой катушке ролик стоял не "родной". Видимо, настоящий потерялся, и его заменили первым попавшимся, который подошел по габаритам. И вот его работу вряд ли можно считать успешной.
Конечно, такому ролику уже не поможешь - его нужно только менять. Но в большинстве случаев ролик смазывается и начинает работать, как и раньше. Правда, есть два варианта смазки.
1. Простое нанесение жидкой смазки для катушек. И в ситуации с ухоженными катушками, как правило, это помогает.
2. Если загрязнение ролика достаточно серьезное, то подшипник необходимо сначала почистить.
Во втором случае я беру два баллончика шимановской смазки (жидкую и густую), чайную ложку и сам подшипник (фото 1). Далее помещаю в ложку подшипник и добавляю в ложку равные доли обеих смазок, чтобы общее их количество закрывало подшипник (фото 2). Перемешиваю их до получения однородной массы - и приступаю к самой ответственной процедуре.
Для воплощения в жизнь задуманного нам понадобится еще и зажигалка. С ее помощью на очень медленном огне я нагреваю содержимое ложки (фото 3).
Это нужно делать в хорошо проветриваемом помещении и очень аккуратно, ибо смазка при нагревании дымит, а то и может загореться. Необходимо помешивать подшипник в смазке, тогда грязь из него будет выходить быстрее (фото 4). По окончанию такой промывки смазываем подшипник заново и ставим ролик на место.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются спиннингисты - это отказ механизма моментального стопора обратного хода. Связано это опять-таки с воздействием отрицательных температур. Некоторые катушки оснащены так называемой обгонной муфтой, из-за плохой работы которой и происходит отказ выше озвученного механизма.
Если смотреть в корень проблемы, то можно смело сказать: основные неприятности кроются в смазке. Некоторые катушки изначально смазаны продуктом, который на морозе теряет свои свойства.
А некоторые - перестают нормально работать по несколько иной причине. И она заключается в том, что в обгонную муфту попадает более густая смазка с рабочей пары.
Что делать?
Первым делом мы снимаем ротор, чтобы получить свободный доступ к обгонной муфте (фото 5). Далее можно пойти нескольким путями - все зависит от того, располагаете вы хорошей смазкой или нет.
Лучшая, по-моему, на сегодняшний день смазка из тех, что представлены на нашем рынке, это смазка от Shimano (фото 6). Я пробовал большое количество различных смазок и пришел к выводу, что меньше всего от отрицательных температур страдает именно она.
Если у вас есть такая смазка, то разбирать дальше ничего не придется, достаточно просто промазать механизм из баллончика - и все (фото 7). Если же подходящей смазки у вас нет, то придется продолжить разборку - вытаскивать муфту и насухо ее вытирать. Эта процедура должна помочь.
Но у последнего способа есть недостатки: во-первых, это дополнительные сложности с разборкой-сборкой, а, во-вторых, отсутствие смазки негативно сказывается на мягкости и бесшумности хода. Так что лучше купить хорошую смазку.
Не лишним будет знать
Ловля на спиннинг в зимнее время заставляет рыболовов пристальнее следить за ровностью намотки "плетенки" на шпулю катушки. Как ни смазывай шнур, а он все равно в той или иной степени обмерзает, особенно в сильный мороз.
Плетеный шнур становится жестким, как проволока, а намерзающие на нем кристаллики льда способствуют образованию петель и "бород". И чем лучше катушка мотает леску, тем меньше вероятность того, что эта леска запутается.
Выровнять леску можно различными способами, но основной - это добавление на главный шток или, наоборот, удаление оттуда регулировочных шайб, которые идут в комплекте с катушками серьезных производителей.
С помощью данных шайбочек можно не только добиться качественной намотки, но и придать намотке различную форму. А если у вас есть какая-нибудь старая шпуля большего диаметра, то катушку можно слегка модернизировать, добившись дополнительного места под шнур.
Это не помешает, ведь зимой леска обмерзает и становится больше в диаметре. И если намотать ее под завязку, как летом, то "бород" не избежать. На фото 8 (слева) можно видеть, насколько новый бортик увеличил диаметр шпули по сравнению со старым.
Чтобы заменить бортик нужно отвернуть верхнюю защитную шайбу (фото 8). Затем - собственно сам бортик (фото 9). В результате мы получим голую шпулю (фото 10). Теперь осталось только поставить новый бортик и повторить процедуры - только в обратном порядке.
Далеко не факт, что подобранный вами бортик сразу же подойдет. Скорее всего, придется расточить некоторые отверстия, чтобы все встало на свои места. Конечно, можно всего этого не делать, а просто иметь несколько катушек с различными шпулями. Но, когда лишних денег нет, а есть время порукодельничать - то почему бы и нет?
|