Усовершенствованный футшток
Чтобы
отталкиваться футштоком при снятии с мели, как шестом, советуем насадить
на него латунный (или из нержавеющей стали) наконечник
(рис. 54). Благодаря этому, во-первых,
футшток никогда не расщепится, с какого бы грунта вы не снимались, а
во-вторых, будет легче уходить под воду. Вес наконечника следует
подобрать с таким расчетом, чтобы футшток плавал стоя и при этом часть
его длиной около метра выступала над поверхностью; вы всегда увидите его
на воде и не утеряете, если даже он окажется за бортом.
Советуем
нанести на футшток метку осадки судна или предельной глубины, на которой
допускается его плавание, в также отметки (цифрами) глубин через каждый
метр. Чередование белого и красного (лучше оранжевого) цветов окраски
целесообразно сделать через каждые 25 см.
Футшток,
показанный на рисунке, весит 5 кгс при весе латунного наконечника 1,9
кгс.
Складная
уключина
Обыкновенные
вставляемые в гнезда уключины неудобны тем, что они или торчат, когда
надобность в них миновала, над планширем, если закреплены на своих
местах постоянно, или теряются, если не закреплены вообще.
Постоянно
закрепленная, но откидывающаяся на шарнире вниз
(рис. 55) уключина лишена этих
недостатков. Ее откидывают и закрепляют к борту простейшим стопором из
резинового жгута.
Замок для
весел
С помощью
этого несложного приспособления (рис. 56)
можно хранить весла в лодке. В поперечной банке / делают щель, в которую
закладывают скобу, согнутую из полосового (4—6 мм) железа.
В отверстие
скобы ниже банки продевают дужку обыкновенного замка.
Весла 2
нужно укладывать в лодку так, чтобы их можно было вынуть только вверх.
Весло —
отпорный крюк
На большинстве
мотолодок предпочтительно применять короткие весла-гребки. Одно из таких
весел (рис. 57) может служить
одновременно отпорным крюком.
Для этого в кромке лопасти надо сделать
вырез и оклеить его стеклопластиком или оковать латунной полосой.
Тент для
лодки
Даже при
непродолжительном выходе на воду неплохо иметь тент, чтобы укрыться от
дождя или солнца.
Предлагаемая
конструкция тента (рис. 58) разработана
В. Алексеевым для лодки «ПК-5», но после незначительных изменений будет
пригодна и для других типов лодок. В частности, размеры дуг и места
крепления опорных шарниров надо выбрать таким образом, чтобы в сложенном
виде тент можно было уложить на палубу перед ветровым стеклом или вокруг
кормовой части кокпита.
Тент
раскраивают по месту (при выставленных дугах) из непромокаемой ткани,
лучше — из синтетического материала. Переднюю кромку крепят к верхнему
краю ветрового стекла, надевая люверсами на головки винтов,
установленных на стекле.
Боковые и
заднюю кромки тента окантовывают резиновыми шнурами с металлическими
наконечниками-крючками. Резиновые шнуры, закрепленные на палубе за рымы
или обушки, хорошо обтягивают тент и в то же время позволяют легко
сбросить его с переднего стекла в аварийной ситуации.
Можно
полностью закрыть кокпит лодки, выкроив кормовую часть и боковые стенки
полотнища так, чтобы оно доходило до палубы.
Заменитель
люверсов
Все отверстия
в тентах, чехлах, парусах обычно окантовывают — усиливают люверсами
(штампованными латунными деталями,
накладываемыми с обеих сторон!
отверстия и обжимаемыми с помощью специального инструмента). Заменить
люверсы можно кольцом из медной или алюминиевой проволоки диаметром
1,5—2,5 мм (рис. 59). Наложив кольцо на
края отверстия в ткани, его плотно обметывают суровой ниткой, стежок к
стежку. Концы проволоки рекомендуется спаять.
,,Дворник"
на ветровом стекле
Лучше всего
использовать стеклоочиститель от автомобиля с питанием электропривода от
магнето мотора. Можно ограничиться и более простым приспособлением с
ручным приводом (рис. 60).
Рычаг 3
автомобильного стеклоочистителя нужно укоротить, изогнув его в нижней
части. Г-образная бронзовая рукоятка 7 ставится в верхней части стекла
1 вместо одного из болтов окантовки. Для этого диаметр отверстия
увеличивается до 8 мм. В него с натягом вставляется алюминиевая втулка
6. Рычаг 3 закрепляется на рукоятке при помощи шлицов и
глухой гайки 5. Пружина 4 прижимает рычаг со щеткой
2
к
стеклу.
Крепление
весел на „Казанке"
Простое
приспособление для закрепления весел на «Казанке» можно сделать из
защелок, которые применяются на капотах автомобилей «ГАЗ-51», «ГАЗ-69»,
«УАЗ» и др. (рис. 61).
Защелки нужно
приклепать к угольнику кокпита против лопастей весел. Крепление
достаточно надежно, и в то же время весла можно быстро освободить.
Ограждения
палубы
Для
изготовления релингов (рис. 62) —
носовых и кормовых ограждений — лучше всего использовать трубы из
нержавеющей стали (или латуни) диаметром до 25 мм. Их форма может быть
самой различной — все зависит от архитектуры судна.
Релинги крепят
к палубе при помощи лапок, приваренных к концам стоек, и болтов.
Необходимо, чтобы крепежные болты проходили не только сквозь палубный
настил, но и через бимсы или привальный брус.
На изогнутые
части релингов ставят ушки для крепления концов «мягких» — тросовых
лееров, которые желательно натянуть на всей остальной части длины судна
(на высоте 600 мм) даже на маленьком судне, имеющем палубу.
Леера будут
удобнее
Сетка из тонкого
капронового линя на леерах в носовой части яхты упрощает уборку
стакселей и предотвращает падение парусов за борт. Проще всего заплести
сетку по диагонали, как показано на рис. 63.
На леерах в
районе кокпита полезно сделать парусиновый обвес
(рис. 64):
он будет защищать от ветра и
брызг. Снаружи на обвесе обычно пишут крупными буквами название и
номер судна, а изнутри пришивают удобные карманы для вещей,
которые всегда должны быть под ] рукой (фонаря, ракет, сигнальных
флагов и т. п.).
Леер внутри лодки
Любую гребную
лодку можно сделать более удобной, если изнутри вдоль бортов
натянуть леера (рис.65).: Это — не
поручни. За такой леер будет очень удобно закрепить сачок, заложить
удочку, повесить концы для просушки, патронташ или нож.
Для леера 1
можно использовать, например, тонкие: металлические трубки диаметром до
18—20 мм, прикрепив их к шпангоутам 3 при помощи деревянных 2
или металлических скоб.
|