Woven body
Как-то
уже минуло время стабильного восторга при виде "мух" в чужих коробках.
Любая рецептура, пусть то из пера, шерсти, да хоть колбасных шкурок,
строится на стандартном вращении материала и креплении крыла с ножками.
Тихо помышляешь: будь время и желание, скрутить можно любую "муху". На
самом деле, это, конечно, не так, но с годами вырабатывается ровное
отношение к любым шедеврам. Искреннее любопытство вызывают лишь те, что
по каким-то причинам близки сердцу или знакомы в мельчайших деталях.
Эти несколько "мух" могут представлять для нахлыстовика такой же
интерес, как для знатоков - театралов открытие очередного сезона, когда
оживленно обсуждаются мельчайшие нюансы "до" или "ля" в сотый раз
исполненной партии.
Среди
традиционно связанных "мушек" особняком стоят плетеные двуцветные
нимфы, "мухи-плетенки". В моей памяти они изначально относились к
классу утяжеленных "нимф", которыми не побалуешь, и которые нужно
уважать. Отношение к ним долгое время складывалось корректное и
осторожное. Покоились они в коробках людей авторитетных, изъездивших
полсвета. И комментарии владельцев были однозначными.
Тем не менее,
нестандартность их изготовления долгое время мешали заняться ими
вплотную. Продемонстрированная не раз техника вязки без памяти
собственных пальцев не запоминалась, а сесть и приступить самому
представлялось мучительным. Месяц назад, на первенстве моего клуба, я
еще раз наблюдал вязку этой "мухи", и мой рассудок вновь был сражен
элементарностью процесса. Два движения руками, цепляем с этой стороны,
цепляем с другой - и все, "муха" готова.
Возможно,
этот, элементарный на первый взгляд, процесс мог придти в голову
любому. Но, как всегда, хорошие мысли приспевают в голову прежде всего
профессионалам.
Роберт Вильямсон (Robert Williamson) представил свою версию рождения таких "мушек" в статье "Woven Body Fly History".
Идея возникла у жителя Монтаны Франца Потта (Franz Pott), который вне
рыбалки не только стриг волосы обывателям, но и, видимо, увлекался
заплетанием девичьих кос. Так, в 20-х годах прошлого века появилась его
серия "мух" Mite Fly с плетеным телом. Просто и весьма натурально
выглядели эти "мушки". Но почему Франц
использовал для плетения не обычные, доступные шерстяные нитки, а
шерсть вола, да еще китайского, или волосы со шкуры барсука? Возможно,
испытывал удовольствие, наблюдая реакцию коллег, интересовавшихся этой
деталью. Дальше
был Джордж Грант (George Grant), практиковавший контрастные вплетения
на животе "мухи". Затем был Дэн Бейли (Dan Bailey), опять же
американец, и его известная имитация веснянки Mossback 1930 года -
живописное сооружение из лески или конского волоса, и многие другие.
В целом, к середине века
сформировалось несколько способов создания плетеного тела, дающих
цветовой контраст между спинкой и брюшком или цветной полоской узлов по
бокам "мушки". Чаще всего встречались комбинации черного с оранжевым,
коричневого с кремовым, оливкового и бежевого.
Когда "плетенка" попала в
Европу, точно не известно. Каким образом эти "мушки" стали популярны в
Польше, также сказать трудно. Автор книги "Искусственные мушки" Войтех
Венглярский вспоминает, что получил несколько таких "нимф" письмом из
Штатов в 1962 году. Юг Польши был тогда своего рода полигоном
современного европейского нахлыста. Многие кабинетные, гиблые идеи
обретали вторую жизнь на этих реках в деревенской глуши. То, что
работало в Монтане и ее окрестностях, было переложено на модный мотив
восходящей звезды мирового нахлыста - тяжелую "нимфу". Возможно, это
произошло благодаря Владиславу Тршебуне, который освоил и популяризовал
своими успехами этот способ вязки "мух". Местные ребята над Дунайцем и
Саном называли эти мушки "тршебуневки", не подозревая, что их
соотечественники на очередном чемпионате мира уже дали повод к
появлению нового имени этих "мушек" - "польская нимфа", "Polish Nymph".
В Австралии после завершения соревнований американцы скупали у поляков
остатки "плетенок". Покупали, по сути, свое собственное изобретение, но
уже под польским именем.
Сами
поляки не возражают, хотя и удивляются подобным терминологическим
выкрутасам. Сами они называют ее просто "плетенка" и имеют в виду не
конкретную "мушку", а этим способом связанные имитации различных нимф и
личинок.
С этих позиций будет
интересен сам способ плетения, а не внешний вид отдельной "мухи". У нас
встречается "мушки", выполненные двумя способами вязки.
Классическая американская
техника overhand-knot на наших территориях используется не часто.
Во-первых, плетение выглядит достаточно сложным. Не каждый нахлыстовик
позволит себе "деградировать" до вязальных спиц и крючков. Что
позволительно для Торилл Колбу (Torill Kolbu), женщины, которая вяжет
"мух", не к лицу настоящему мачо. Хотя можно принять ее оправдания,
когда она говорит об услаждающих глаз бесчисленных вариантах сочетания
материалов, цветов и техник своих "мух". На мужской, практичный взгляд
этот способ не слишком подходит для исполнения мелких "мух", заставляя
использовать чрезмерно тонкие или эластичные материалы-шнурки.
Польская
же "плетенка" необыкновенно популярна. Ей не приходится делить славу со
своими возможными близнецами, как было в случае то ли с Czech, то ли с
Polish Nymph, имитирующими гидропсиху. В книгах и каталогах чехов встречаются единичные варианты плетеной техники. А "мушка" очень проста и быстра в вязке.
Используют всегда две
разного цвета нити, вернее сказать - два шнурка. Светлый идет на брюшко
"мухи". Можно использовать шерсть, синтетику (вискозу из ковров и
дорожек), флоссы, синель, а также винил, флэши и любые прочие волокна.
Не надо забывать только о создании предварительной формы будущей
"мушки". Подклад или подложка тела делается, чаще всего, оборотами
свинцовой проволоки и покрывается затем слоями одного из шнурков.
Популярный "клоп-гребляк"
имеет расплющенное плоскогубцами плоское свинцовое основание. Вообще,
стесняться со свинцом не надо. Хоть "нимфы", в том числе и "плетенки",
бывают разными по массе, вспомним, что известные в околицах Монтаны
"мухи" получили мировую известность именно как тяжелые "нимфы". А
почему ж таки закрепилось имя - Woven Polish nymph? Причина только одна
- эффективность этой тяжелой "нимфы", так неприятно удивившая многих на
чемпионатах. Как всегда, мало одной идеи, важно найти ей вариант
правильного применения.
Фото 1 - May Executor. Крючок:
№12 "long caddis". Нить: UN I Thread 8\0, черная или оливковая.
Подклад: вискоза темно-оливковою цвета. Тело: плетеное, темно-оливковая
составляющая на спинку, светло-коричневая - на брюшко. Кроличий
даббинг. Чехлик: рафия. Ножки: 6 лучей пера кряквы.
|