В конце минувшего года, вследствие внезапно образовавшейся безработицы по части сборки, наконец-то дошли руки перемонтировать 2-3 своих удилища, собранных года три назад. Все-таки по мере накопления опыта зачастую хочется уже сделать многое несколько по-другому.
Все бы оно ничего, но демонтаж колец обошелся дорого: после него оригинальное покрытие бланков местами пострадало столь значительно, что оставлять это безобразие, как есть, уже совершенно не хотелось. На самом деле, съемка колец с готового удилища (за исключением разве что случаев, когда новые планируется ставить ровно на те же места, где стояли старые) без неприятностей подобного рода в большинстве случаев, увы, не обходится. Так что морально я был готов к тому, что бланки придется покрывать по новой, хоть в душе и теплилась слабая надежда, что обойдется без этого. Не обошлось - и перспектива освоения новых горизонтов в виде перепокрытия бланков в кустарных условиях замаячила в полный рост.
Чем покрывать?
По-хорошему, конечно, лучше делать это "как положено". А положено, к примеру, двухкомпонентными лаками (как правило, автомобильными). Но для этого нужен и профессиональный пульверизатор, и, главное - помещение. А поскольку по какому-то роковому стечению обстоятельств я не являюсь обладателем ни того, ни другого, решил воспользоваться одним из немногих доступных для моих домашних условий вариантов: использовать то, что можно купить в виде аэрозольных баллончиков. Тем более что пару раз доводилось слышать от коллег, что для исправления мелких косметических дефектов на матово-черных бланках ими небезуспешно применялись аэрозоли с автомобильными покрытиями, предназначенными для покраски пластиковых бамперов. В общем, правильное направление поисков было уже известно, что несколько упрощало задачу.
Хотя, на всякий случай, хочу предупредить об одном "базовом", так сказать, моменте. Необходимо отчетливо представлять, что далеко не обязательно первое попавшееся покрытие, номинально подходящее по заявленной сфере применения (в случае с бланками должна быть, очевидно, декларирована применимость на пластиковых и/или композитных материалах), по реальному результату применения будет соответствовать необходимым условиям. Иными словами, будет достаточно стойким как на истирание, так и на изгиб. Но тут уж ничего не попишешь: вряд ли посчастливиться найти в "непрофильных" торговых точках какое-либо покрытие, в инструкции к которому будет анонсировано, что им можно покрывать бланки удилищ. Но это не значит, что подходящих вообще нельзя найти.
На рынке в Южном Порту, хорошо знакомом москвичам-автомобилистам, удалось обнаружить три вида покрытий для бамперов от разных производителей. Но после не очень долгих размышлений я остановил выбор только на одном из них - американском VHT heavy duty Hood & Bumper urethane coating. И дело тут не в особом пиетете к заокеанской продукции, и не в почти магическом словосочетании "heavy duty" (что применительно к данному конкретному случаю можно перевести как "очень прочный" или "надежный").
Для меня решающим стало недвусмысленно обозначенная уретановая основа. Просто на личном, хотя и весьма и весьма скромном опыте работы с лакокрасочными изделиями, я знал, что уретановые покрытия несколько превосходят свои, более распространенные в последнее время акриловые аналоги по той же прочности, например.
Подготовка
Несколько слов о подготовке бланка к покраске. Есть, в принципе, два метода. Первый применим, когда царапины и сколы оригинального покрытия неглубоки и не доходят до поверхности собственно бланка. В этом случае можно просто отшкурить последний с помощью подходящей, не очень крупной шкурки или других деликатных абразивов (я последнее время часто пользуюсь маркой Scotchbrite от ЗМ - фото 1).
Второй - более радикален и состоит из двух этапов. Сначала обушком (т.е. не острой стороной) ножа соскабливается оригинальное покрытие бланка. Причем можно особо сильно не миндальничать: карбон ощутимо жестче любого лака, и почувствовать, когда само покрытие уже с него удалено, несложно - нож начинает явно скользить по поверхности. Правда, и со всей молодецкой удалью давить ножом на поверхность в процессе тоже не стоит - сдуру можно, как известно... Ну, в общем, сами знаете.
После грубой зачистки ножом поверхность шлифуется мелким абразивом. Только не стоит брать уж совсем мелкий, которым можно отполировать до матового блеска. Определенная шероховатость, но не сильная - так, чтоб на глаз не были отчетливо видны какие-то неровности поверхности - только на пользу: новое покрытие будет лучше прилипать.
После того, как старое покрытие либо зашкурено, либо снято начисто, бланк следует хорошо очистить и после обезжирить, например - спиртом. Очистка должна быть по возможности максимально качественной: любая оставшаяся пылинка на поверхности - будущий дефект покрытия практически стопроцентно, ведь аэрозольные покрытия ложатся, как правило, очень тонко.
Начали
Хорошо, что имею привычку читать оригинальную инструкцию по применению (если она присутствует на упаковке), а не ее перевод на русский. По ознакомлении с таковой я обратил внимание на одну рекомендацию по применению, которая была незатейливо опущена в переводном варианте, прилагавшемся к баллончику: добрые люди советовали наносить покрытие отдельными "мазками" (разумеется - продольными), т.е. отпуская кнопку распылителя после нанесения каждого из них. Оказалось, что VET Hood & Bumper имеет очень жидкую консистенцию и практически любое перекрывание одного "мазка" другим в пределах нанесения единого слоя практически неизбежно ведет к образованию потеков. А исправление этого дефекта покрытия на ровной и гладкой поверхности бланка - занятие для довольно отчаянных трудоголиков.
В остальном же процесс оказался довольно типичен и незатейлив, как и при работе с другими аэрозолями. Бланк можно нормально покрыть двумя-тремя тонкими слоями, с интервалами между оными минут в 10-15. В результате получается вполне качественная матовая поверхность, которую крайне сложно, если возможно вообще, отличить от фабричного покрытия (фото 2). Что же касается процесса сушки, то, хотя покрытый бланк "на отлип" подсыхает довольно быстро, лучше оставить его в покое дней на 5-7. Так надежней.
Специально для особо одаренных и нетерпеливых: не пытайтесь работать с красящими аэрозолями в жилых помещениях. Если только не планируете быстро и наверняка расстаться со своими родными и близкими, в том смысле, что вряд ли они стерпят последствия экспериментов - и не укажут на дверь. Лучше такими вещами заниматься на свежем воздухе - на даче, например. Или, на крайний случай - на балконе или лестничной клетке, где это и проделывал ваш покорный слуга, предварительно защитив возможную "зону поражения" бумагой, целлофаном и т.п.
Что еще?
В общем-то, на этом можно было бы и закончить, если бы не одно "но": в магазинах, торгующих лаками, красками и прочими подобными вещами я бываю, мягко говоря, не часто. Короче, выбрав подходящее по моему разумению бамперное покрытие, решил ознакомиться с содержимым полок магазина более тщательно - а вдруг что еще интересное под руку подвернется? А, как известно, ищущий да обрящет непременно: среди прочих, "глаз зацепился" на еще одном покрытии того же бренда - VHT, под названием Ероху Paint.
Внимание привлекла одна деталь из инструкции по применению, в которой говорилось, что, если планируется последующее вышкуривание, необходимо подождать 30 дней с момента нанесения. Исходя из моего опыта, покрытие с таким временем до окончательного высыхания должно иметь ну очень хорошие прочностные характеристики.
Добавьте к этому, что из двух цветов, имевшихся в наличии, один навскидку очень напоминал цвет рам колец Fuji SiC под названием "gun smoke", только назывался в версии VHT "stainless steel". Устоять было трудно, да и зачем?
Правда, пришлось для начала покумекать: а куда, собственно, такое чудо химпрома применить? Впрочем, подходящая деталь нашлась довольно быстро: катушкодержатель Fuji NPS, удлиненная передняя часть которого так просто и напрашивалась на изменение своего "родного" колера (фото 3, автор - М. Балачевцев).
Таким образом, первой жертвой экспериментов пал... Максим Балачевцев. Ну, не он лично, конечно, а спин-джиговый одночастник Shikari SHX, который я собрал для Максима в канун февральской выставки на ВВЦ. Впрочем, судя по всему, эксперимент прошел достаточно удачно, поскольку никаких претензий по поводу "нештатного" покрытия катушкодержателя до сих пор не поступало.
Даже самое первое применение Ероху Paint показало его "неординарность", скажем так. Дело в том, что уже через сутки после нанесения покрытия, оно выглядит несколько необычно. "Щетинисто", что ли (фото 4). Да и на ощупь, собственно, таковой и является. Однако, по мере "усушки и утруски", эта "щетинистость" понемногу исчезает - и, в конце концов, покрытие становится лишь слегка шершавым. До этого момента, если не прибегать к принудительной сушке при повышенной, градусов до 50-60, температуре, проходит в среднем недели две.
Возьмемся за рукоятку
После первого удачного опыта с Ероху Paint как раз подоспело еще одно пополнение ассортимента комплектующих - небольшое количество элементов рукояток из EVA (Ethylene Vinyl Acetate, оно же - "пена", "дуплон", "неопрен" и т.д., и т.п.), что позволило разыграться фантазии чуть более буйно.
Кстати, об EVA. Насколько я знаю, подавляющее большинство наших рыболовов относятся к рукоятям из этого материала крайне отрицательно, а совершенно напрасно, хотя и понимаю, что такое отношение сформировано, прежде всего, на основе общения с очень недорогими удилищами китайского производства, из серии "на рупь пучок", на которых плотность EVA действительно омерзительная.
На самом же деле, EVA хорошего качества - это очень практичный и надежный материал, превосходящий зачастую по этим свойствам давно полюбившуюся всем пробку. Неслучайно серьезные производители удилищ на модели "морских" серий ставят рукоятки практически только из EVA, поскольку эти комплектующие еще и совершенно спокойно переносят воздействие такой химически агрессивной среды, как морская вода.
Во-первых, был подвергнут частичному перепокрытию другой катушкодержатель от Fuji - IPS (фото 5). О вкусах, конечно, не спорят, но, по-моему, в сочетании с EVA этот вариант смотрится очень неплохо. И гораздо выигрышней, чем "неокрашенный" оригинал. Также пришло в голову, что под такие custom-варианты катушкодержателей неплохо бы изготовить и еще один элемент декора, а именно - нетолстые шайбы "в тон".
Например, когда в конструкции рукоятки EVA комбинируется с пробкой (фото 6), подобные декоративные элементы зачастую совсем нелишни и придают конструкции несколько более солидный вид. Впрочем, и в более простых вариантах, когда в рукоятке используется только один материал, подобные "фитюльки" тоже могут придать изделию немного больше шарма (фото 7).
Остановка за горизонтом
Но самой "глобальной" затеей с использованием VHT Epoxy Paint для меня стал "лососевик" Shikari SA 904, для которого были не только сделаны вышеупомянутые "штучные" детали (фото 8 и 9), но и сам бланк был покрыт заново тем же покрытием (фото 10). Тут следует, наверное, отметить пару специфических моментов, связанных с применением Epoxy Paint именно в качестве покрытия для бланка. Если для покраски катушкодержателя вполне достаточно пары тонких слоев, то бланк лучше "укрывать" большим их количеством. Я делал четыре.
Причина проста: элементы катушкодержателей не нуждаются в последующем вышкуривании, а вот поверхность бланка слегка "сглаживать" после покрытия необходимо. Впрочем, это касается не только бланка, но и любых других деталей, если их планируется шкурить. Тех же декоративных шайб, к примеру. Несмотря на то, что по мере высыхания это покрытие ощутимо "усаживается", оно все равно остается слишком шероховатым. Поэтому пройтись через месяц мелким абразивом по поверхности представляется не лишним. Только делать это необходимо без излишнего энтузиазма, ведь даже четыре слоя Ероху Paint - это все равно очень тонкое покрытие.
После вышкуривания получается матовая поверхность, на ощупь чем-то напоминающая чуть шероховатый пластик. Не стоит покрывать верхнюю часть комлевого колена, приходящуюся на стык. Лучше оставить на этом участке "родное" покрытие. По причине все той же "повышенной шероховатости" очень велика вероятность того, что с качеством стыка могут возникнуть проблемы. Устраняются они не всегда легко. А несколько несуразно выглядящий переход от одного типа покрытия к другому на бланке можно затем визуально нивелировать, сделав дополнительную декоративную обмотку на границе покрытий (фото 11).
Догадываюсь, что у достаточно большого количества людей по прочтении этого текста может возникнуть легкое недоумение: а зачем, собственно, придумывать себе сложности - крыть, перекрывать, шкурить, подгонять? Взял удочку - и лови в свое удовольствие... Определенная "сермяжная правда" в таком подходе есть, но ведь и рыбу подавляющее большинство из нас ловит отнюдь не потому, что нечего есть...
|