Уже из названия понятны
две важные особенности этой группы поплавков. Это ловля с катушкой на
значительном удалении от берега, когда доставка приманки в точку ловли
осуществляется именно забросом, а не сплавом вниз по течению, как при
ловле в проводку. Именно эти две особенности являются определяющими
всей конструкции. Возможность
скользящего способа крепления на леске применяется не всегда, но все
равно отличает их от других конструкций. Скольжение поплавка по леске
единственный выход в ситуации, когда глубина превосходит длину удилища,
обычный поплавок в данных условиях почти не применим. В последние годы
эта группа поплавков стала появляться в ассортименте во многих
магазинах и у некоторых рыболовов, вызывает некоторое удивление своей
конструкцией.
Выглядят они, в сравнении
со ставшими уже привычными спортивными глухо закрепляющимися на леске
поплавками, действительно несколько необычно. Хотя у рыболовов
любителей встречаются сходные конструкции, но меньших размеров и
несколько других пропорций.
Причина подобной
необычности очень проста - цель, которая ставилась во главу угла при
создании этой модели и которая была-таки достигнута. Главным было
максимальное увеличение дальности и точности заброса поплавочной
снасти, а уже на втором месте находилась чувствительность, в отличие от
других конструкций, где она является приоритетной. Причин подобной
"переоценки ценностей" несколько, вот две из них: первая - меньшая
пугливость рыбы на больших глубинах и значительном удалении от берега,
вторая - отсутствие у поплавочника альтернативы - либо худо-бедно
ловить далеко от себя снастью с меньшей чувствительностью, либо не
ловить вообще.
Интересно попробовать
сравнить конструкцию глухого поплавка и "матчевого" (он же "ваглер") и
попробовать объяснить особенности строения выполняемыми функциями.
Теперь, перед подробным
разбором всех тонкостей в конструкции поплавка для дальнего заброса,
попробуем в целом описать его строение.
Все
они имеют очень длинную антенну - около 20-30 см, только верхняя часть
которой длиной в несколько см ярко окрашена находится над водой и
сигнализирует о поклевке. Оставшаяся часть обычно имеет нейтральную
окраску и погружена под воду. Антенна крепится к обтекаемому телу,
имеющему довольно значительную грузоподъемность. Оно, обычно, имеет
простую довольно вытянутую форму в виде оливки или длинной капли. Более
сложная геометрия несет только декоративную нагрузку, так как эта часть
конструкции в рабочем положении ВСЕГДА находится под водой, а на
воздухе оказывается тогда, когда поклевка практически невозможна (при
вытаскивании, в полете, на подставке). Киль очень короткий и обычно
представлен колечком для закрепления на леске.
Элементы конструкции поплавка Антенна
Служит
для зрительного контроля поведения поплавка рыболовом. Это самый
удобный способ отслеживания движения приманки и поклевок рыбы. Как
правило, антенна выглядит как значительно уменьшенная в диаметре и
вытянутая в длину верхняя часть поплавка. При ее изготовлении (или
выборе) следует исходить из разумного минимального размера, то есть
размер должен быть минимально возможным для наблюдения. Чем крупнее
антенна, тем большее сопротивление почувствует рыба при поклевке.
Именно в свете этого требования полным абсурдом выглядят яркие шарики,
цилиндрики и прочая стереометрия, установленная на длинной антенне.
Ничего кроме увеличения парусности и снижения чувствительности (в
сравнении с простым толстым цилиндриком яркого цвета) эти "ноу-хау" не
дают.
У
"ваглеров" антенна дополнительно служит для придания более выгодных
свойств всей конструкции при ловле на очень значительном расстоянии от
рыболова. Это, в первую очередь, аэродинамические характеристики
увеличивающие точность при полете на значительное расстояние. Для
большей точности были придуманы две особенности строения антенны.
Наиболее эффективно
увеличивает возможность прицельного попадания стабилизатор, выполненный
в виде оперения из нескольких крыльев-лопастей. Благодаря ему, поплавок
отдаленно напоминает ракету. Обычно лопасти в количестве 3-4 штук
находятся рядом с сигнализирующей частью антенны и окрашены в черный
цвет, что облегчает регистрацию явно выраженных поклевок на подъем,
когда площадь всплывшей части увеличивается в несколько раз. Среди
продукции некоторых рыболовных фирм есть вариант сменных антенн со
стабилизатором, которые вставляются в пластиковую втулку, находящуюся
на кончике обычной антенны.
Такое
решение очень привлекательно удобством быстрой замены верхней части на
более подходящую по цвету в данных условиях освещенности: темная вода -
светлая антенна, светлая вода - темная антенна. Единственным
мини-недостатком в данной конструкции, на мой взгляд, является
недостаточный диаметр, затрудняющий комфортное наблюдение на
значительном удалении. Вторым решением проблемы точного броска, по
мнению некоторых рыболовов, является "ступенчатая" антенна. Выглядит
она как обычная, но по середине ее диаметр резко уменьшается, что
приводит к эффекту оперения стабилизатора.
По замыслу, в месте
ступеньки при полете возникают завихрения, которые и не позволяют
поплавку сильно отклоняться от начальной траектории полета.
Эффективность такой конструкции я не могу ни подтвердить, ни
опровергнуть, так как сам ею не пользовался. Но факт наличия подобного
решения в продукции фирм и одиночных изготовителей говорит сам за себя.
Третья
особенность строения конструкции не связана с полетными
характеристиками, а была задумана для большей эффективности регистрации
поклевок. Речь идет о пустотелых сменных антеннах, которые сейчас
продаются в комплекте со многими моделями известных фирм. Задумка
автора вполне ясна. На дальних дистанциях хорошо видна только довольно
объемная часть поплавка, которая, в силу и значительной
грузоподъемности, становится гораздо менее чувствительной. Выходом
здесь может быть любая конструкция, имеющая малый объем и большую
площадь, но требования минимальной парусности почти не оставляют
альтернативы полой антенне, внутрь которой свободно может проникать
вода.
Наличие таких сменных
антенн-трубочек разного цвета поможет при изменении угла освещения.
Некоторые ограничения они накладывают на использование поплавков малой
грузоподъемности. Для них требуются очень легкие и относительно
небольшие трубочки, в противном случае поплавок будет очень неуправляем
в полете и неустойчив.
Тело поплавка
Тело поплавка обуславливает
его грузоподъемность и чувствительность. Здесь важна форма и размер,
которые в некоторых сочетаниях могут несколько компенсировать
недостатки друг друга. Эта часть является, на первый взгляд, наиболее
вариабельной: шарики, обычные и перевернутые капли, цилиндрики, оливки
и прочее - глаза просто разбегаются. Для "матчевого" поплавка проблема
выбора формы тела стоит гораздо менее остро в силу его меньшей
чувствительности и больших размеров, поэтому проще всего использовать
"золотую середину". Это оливки, обычные и перевернутые капли средних
пропорций - длинные чуть хуже летят, а очень короткие еще менее
чувствительны на погружении.
Теперь
обо всем по порядку - влияние на дальность и точность. В принципе, оба
этих качества в значительной степени взаимосвязаны. В первую очередь,
здесь важна общая грузоподъемность поплавка. Это та масса груза,
которую поплавок держит при рабочем расположении антенны. Но довольно
существенно сказывается и расположение этих грузиков на оснастке.
Идеальным для заброса было бы совмещение всего веса в одну точку в теле
поплавка. Именно поэтому и появились самые разнообразные конструкции
поплавков с внутренней подгрузкой. Наиболее примитивный вариант
(встречается в относительно простых и дешевых моделях) - это груз,
который стационарно находится в теле поплавка и дополняется внешним
грузом, который крепится на леске.
Такое решение несколько
сужает диапазон условий применения. Второй вариант, когда внутреннюю
подгрузку можно варьировать в довольно широких пределах, компенсируя
наружным грузом, более предпочтителен и универсален. Выполнен такой
вариант может быть в виде отвинчивающегося киля с полостью для груза
внутри корпуса поплавка или в виде набора металлических шайб, которые
можно надевать или снимать с киля. Мне больше нравится вариант с
полостью в корпусе. Такие поплавки часто комплектуются латунными
внутренними грузиками, которые я заменяю на маленькие отрезки
вольфрамового электрода. Это позволяет при необходимости практически
весь груз сосредоточить внутри поплавка и ловить на медленно
погружающуюся насадку. В ситуации, когда ловля идет на очень
значительных глубинах внутреннюю огрузку можно полностью вынуть и
компенсировать грузом на леске, что позволит ускорить погружение
приманки.
Но
вся беда в том, что чем больше рыболовы облегчали себе возможность
заброса, тем больше осложняли возможность обнаружения поклевки. Эта
беда обусловлена возрастанием инерционности и значительным лобовым
сопротивлением (наряду с возрастанием силы трения) при погружении.
Выход оказался очень простым (однажды он уже был найден при
использовании довольно тяжелых грузил в донной снасти) - тело,
огруженное до нулевой плавучести и скользящее на нижней части антенны.
При этом отрезок, необходимый для скольжения, должен приблизительно
соответствовать длине надводной части, наблюдаемой рыболовом.
Тогда при поклевке на
погружение или всплытие тело не будет включаться в движение, что
увеличит чувствительность и оперативность регистрации поклевки. Такая
конструкция в сравнении с классической наиболее выгодно себя проявляет
при значительных размерах поплавков, используемых для очень дальних
забросов и ловли на относительно небольших глубинах.
Киль
Киль
служит для придания вертикального положения поплавка и устойчивости при
перемещениях. У ваглера эта часть практически отсутствует из-за
требований к аэродинамическим характеристикам. Длинный киль сильно
отодвигает центр тяжести поплавка в "хвостовую" часть (относительно
направления полета), а это снижает дальность и точность броска. Киль у
интересующих нас моделей служит только для крепления кольца, через
которое пропускается леска. Здесь довольно существенен такой элемент,
как качество колечка для пропуска лески. По вполне понятным причинам
оно не должно иметь никаких неровностей и шероховатостей на внутренней
поверхности и, желательно, на внешней. Последнее немного влияет на
количество запутываний лески вокруг кольца при отсутствии натяжения. В большинстве моделей
колечко выполнено в виде небольшого вертлюжка, хотя встречаются и
просто проволочные конструкции, и выточенные из латуни. Если поплавок
оснащен отвинчивающимся килем для изменения внутренней подгрузки, то
будет очень удобно обзавестись несколькими одной серии или одинаковыми
поплавками, тогда при обычном способе крепления для смены поплавка на
более подходящий, достаточно просто поменять их килями.
Формы
Основные принципиально
отличные друг от друга формы скользящих поплавков для дальнего заброса
представлены двумя конструкциями: поплавок с выраженным "телом"
различной формы и поплавок, у которого "тело" отсутствует. У последних
киль крепится к нижней части стержня антенны.
Второй
тип поплавков используется при ловле на относительно небольших
расстояниях и довольно малых глубинах. Это обусловлено довольно малым
объемом и, как следствие малой грузоподъемностью, что снижает дальность
заброса.
Зато,
у них есть очень существенное преимущество - гораздо большая
чувствительность. Также такие поплавки в меньшей степени пугают рыбу
своим всплеском при падении в воду и при перемещении по поверхности.
Среди этих поплавков, выпускаемых разными фирмами, встречаются
выполненные из пластиковой прозрачной трубочки. По мысли изготовителей,
они очень нужны при охоте за капризной осторожной рыбой в условиях
очень хорошей для нее видимости - яркое солнце, очень прозрачная вода,
сверхмалые глубины, сопоставимые с длиной поплавка.
Первый тип конструкции -
с грузоподъемным телом применяется при необходимости дальних и
сверхдальних забросов, либо для утяжеления оснастки и ускорения ее
погружения.
Для некоторого облегчения
выбора поплавков для дальнего заброса приведу несколько нюансов,
влияющих на дальность и точность броска:
1. Расстояние от огрузки,
крепящейся на леске, до местоположения поплавка при полете. К примеру,
с глубиной в метр бросить намного легче, нежели с тремя - четырьмя. 2. Общий вес забрасываемой оснастки.
3. Масса внутренней
подгрузки у поплавка. Уже упоминалось, что легче всего полетит
полностью подгруженный, а хуже всего - с внешним грузом. Поэтому здесь
необходим некий компромисс. 4. Относительная длина
антенны. Чем легче поплавок, тем меньше желательная длина стержня,
иначе ее начнет вращать вокруг центра тяжести конструкции, что может
даже в конце полета очень сильно сместить точку падения от намеченной. 5. Последнюю сложность, отчасти, можно компенсировать наличием стабилизирующих элементов - оперение или "ступенька".
6. Форма тела поплавка.
Она должна быть максимально обтекаемой. Именно поэтому, наиболее
популярные формы это оливка и вытянутая или перевернутая острым концом
вниз капля. Обычная пузатая капля будет иметь существенно большее
лобовое сопротивление
Существует несколько
способов закрепления скользящего поплавка с одной точкой крепления.
Появились они не сразу и, наверное, поэтому одни более, а другие менее
удобны в использовании.
Самый
известный и универсальный - с помощью 2 бусин и двух стопорных узлов.
Здесь поплавок свободно скользит между двух бусин по отрезку лески,
ограниченному сверху и снизу стопорным узлом. Бусины препятствуют
проскакиванию или застреванию узла в колечке. В таком способе самый
ответственный элемент - это нижний узел, так как свободно
передвигающийся тяжелый поплавок при махе удилищем стремится
максимально сместить его вниз. Если это произойдет, то он во много раз
увеличит количество перехлестов и запутываний, а вдобавок, еще будет
разбивать и сдвигать огрузку. Такой способ лучше всего применять при
ловле на глубинах, больших, чем длина удилища.
Второй
принцип крепления поплавка может осуществляться по-разному, но общий
смысл заключается в том, что он не скользит, а находится на
выставленной глубине. Такое закрепление намного удобнее и надежнее в
эксплуатации, так как гораздо реже происходят запутывания и смещения
глубины в процессе ловли. Этот способ мне показал очень известный
краснодарский рыболов Петр Миненко. Но поняв общий смысл, я возможно
упустил какие-то тонкости, поэтому первые попытки застопоривания с
помощью натягивания на киль с пропущенной леской резиновой трубочки
приводили к быстрому износу лески в этом месте.
После усердных
размышлений, перед продеванием лески в колечко, на нее был надет
длинный мягкий кембрик, поверх которого затем уже и натягивалась
трубочка. Такое закрепление абсолютно надежно, но существенно
затрудняется перемещение поплавка - для этого нужно хотя бы немного
стянуть трубочку. Несколько позже я "вдруг понял", что такого же
эффекта можно достичь, если в самом первом описанном способе крепления
всего лишь сдвинуть нижний стопорный узел к верхнему(!).
Однако самый
универсальный и удобный в использовании способ - это специальный
фирменный (самодельных аналогов я пока не видел) карабинчик для
крепления и быстрой замены поплавков. По сути такой спецкарабинчик
представляет карабин для смены поплавков и две ограничивающие бусины "в
одном флаконе". С ним поплавок очень быстро можно сделать скользящим,
либо закрепить в нужной точке, сместив нижний стопорный узел. В
качестве аналога такого приспособления можно использовать сочетание
самого маленького вертлюжка и карабинчика, но все-таки спецзастежка
несколько удобнее, хотя купить ее можно далеко не везде.
|