Достаточно часто в местах, специально не оборудованных для спуска на воду маломерных судов (лодок трейлерной транспортировки), а где есть только пологий берег, приходится наблюдать не всегда оптимистичную картину. Что я имею в виду? А то, что, хотя спуск лодки на воду и извлечение пустого трейлера автомобилем, даже не имеющим полного привода, вообще-то не доставляет особого беспокойства владельцу, но если песок на берегу оказывается слишком сухим и вязким, дождем смочило траву или глину или на трейлере лежит лодка с уловом и рыболовными причиндалами - задача усложняется сразу на порядок. И в этой ситуации, к сожалению, даже полный привод у машины не всегда будет панацеей. Но, тем не менее, можно, заранее подготовившись, смело преодолевать практически любые подъемы и не бояться, что прицеп где-то увязнет.
Поиск решения
Одно дело, когда наблюдаешь за другими, а другое - когда приходится действовать самому! Несколько раз, когда приходилось лично столкнуться с подобной проблемой, рядом оказывались коллеги, которые и помогли, но ведь могло быть иначе. Вот лишь чуть-чуть изменились условия - прошел небольшой дождь - и в привычном, неоднократно проезжабельном месте "десяткой" уже не смогли достать прицеп ЛАВ-14 с "Казанкой 5". На травянистом склоне передний привод скользил совершенно беспомощно. Хорошо, что тогда, в тот поздний час, рядом проезжала "Нива" с фаркопом. Но именно этот случай заставил "напрячь извилины".
Уже в процессе изготовления "приспособы" раздался звонок приятеля, который столкнулся с подобной проблемой, но несколько в ином проявлении. На водохранилище во время сброса воды образовался очень пологий и длинный спуск, и чтобы нормально спустить катер, не повредив при этом мотор и стационарно установленный датчик эхолота, необходимо было далеко в воду загонять машину ("универсал" повышенной проходимости). А это чревато попаданием воды в выхлопную систему и даже в салон.
Еще сложнее может быть задача, если для спуска достаточно тяжелого катера приходится загонять колеса трейлера за бровку (рис 1). При этом машина, даже если это и полноприводной аппарат, оказывается по ступицы в воде, да еще и на илистом грунте. Или, другой пример, если рыбаки пользуются ПВХ-лодками более 4-х метров длиной и предпочитают их не сдувать между рыбалками, перевозя также на трейлерах. Еще хуже, если в качестве тягача используется неполно-приводная техника. Проблема ясна и, на мой взгляд, актуальна.
Мысль двигалась примерно в таком направлении: главное - вывести тягач из зоны плохого сцепления с грунтом, поставив его на ровное и, желательно, сухое место. Но тогда, как быть с нагрузкой (около 50 кг) на фаркоп? Ведь катер выдвинут несколько вперед, и сдвигать его на прицепе не стоит.
Есть штатное маленькое (стояночное) колесо. Если на твердых и ровных покрытиях (например, на асфальте) его еще можно использовать, чтобы катать прицеп, то на естественном грунте оно так и норовит куда-то зарыться, да и необходимой прочностью стойка колеса не отличается. Под это колесо, конечно, можно подложить какую-нибудь стлань (широкую доску или лист фанеры), но от этого я отказался сразу после первого негативного опыта.
Выход из ситуации оказался совсем несложным. Частичную подсказку решения увидел при просмотре фотографий из архивов американских производителей лодочных корпусов. На подавляющем большинстве фотографий лодок на трейлерах хорошо просматривалась полноразмерная "запаска", закрепленная на штатном месте под лебедкой.
На прицепе ЛАВ-14 используются колеса на 13-дюймовых дисках. "Запаска" для трейлера появилась почти сразу после прокола колеса, при поездке уже на вторую рыбалку. Но "ездила" она на рыбалки обычно либо в кокпите лодки, либо в машине-тягаче. Вот ее-то и решил приспособить для превращения трейлера в удобную тележку для перевозки лодки.
Реализация решения
С чего начинаем? Замеряем с точностью до 1 мм диаметр телескопической штатной стойки. Дело в том, что разные производители применяют разные по диаметру стойки. Такая точность необходима из-за конструктивных особенностей узла фиксации стойки на трейлере. На ЛАВ-14 с роликами - диаметр стойки 50 мм, что позволило без особых проблем подобрать весьма прочный аналог. Стойкой "большого колеса" стал служить кусок обычной 2-дюймовой оцинкованной водопроводной трубы. Я не стал усложнять конструкцию телескопическими вставками, приводами и воротами. Можно сказать, пошел по пути наименьшего сопротивления. Колесо крепится непосредственно к трубе. Учитывая тот факт, что обычно наш экипаж на рыбалке - два или три человека, то руками снять прицеп с фаркопа и установить колесо - большого труда не составляет.
Вариантов конструкции - несколько. Имея на момент реализации этого проекта доступ к материалам и токарному станку, я пошел по такому пути.
Деталировка узла установки колеса выглядит следующим образом - рис 2. Шайба (позиция 1) и ступица (позиция 2) вытачиваются на токарном станке. Ступица представляет собой ту же шайбу, но имеющую концентрический выступ в виде цилиндрической втулки. Высота этого выступа должна быть равна ширине колеса. В шайбе и ступице сверлятся четыре отверстия под болты, соответствующие штатным отверстиям диска колеса.
Следующий элемент - это ось (позиция 3), она также вытачивается на станке. При ее изготовлении необходимо учесть особенности сборки и установки. Во-первых, представлять, с какой стороны от несущей балки будет расположено само колесо. И, во-вторых, выбрать длину рычага ворота-винта, фиксирующего зажим, таким, чтобы колесо не мешало нормальной затяжке по месту установки. Фиксацию оси на стойке (позиция 4 на рис. 2) можно выполнить достаточно просто (фото 1). Колесо на оси зажимается с помощью болтов (фото 2). Общий вид конструкции показан на фото 3.
Советы по применению
Теперь несколько слов о том, что обнаружилось в ходе эксплуатации модернизированного прицепа, и какие могут быть общие советы по его применению.
1. Общий момент, о котором не следует забывать, - положение лодки/катера на трейлере должно быть таким, чтобы нагрузка на шар фаркопа не превышала 50 кг. Если это условие выполняется, то вдвоем снять трейлер с фаркопа и установить в гнездо стойку 13-дюймового колеса особого труда не составит.
2. Все эти манипуляции лучше всего выполнять на горизонтальном участке берега. В дальнейшем вдвоем развернуть прицеп руками и докатить его несколько десятков метров до уреза воды на трех одинаковых колесах уже не сложно.
3. Если манипуляции с колесом выполняются на наклонной поверхности, то трейлер должен быть подстрахован подкладками (клиньями) под колеса и привязан тросом к машине. Машина при этом должна стоять на горизонтальной поверхности или хотя бы так, чтобы было обеспечено хорошее сцепление колес с грунтом.
4. Спуск трейлера с лодкой в воду производится с постепенным стравливанием страховочного троса, привязанного к машине. "Страховка" должна быть постоянно под натягом. Нормальное положение трейлера с катером в воде - когда катер подвсплыл над роликами или ложементами. Вполне допустимым может быть положение, когда подвсплыла лишь корма катера, и для полного спуска достаточно приложить лишь небольшое усилие. Прежде, чем будет отцеплен крюк на лебедке, не забудьте про фиксирование катера швартовым или якорным концом.
5. После спуска катера на воду подъем пустого трейлера уже проблем не вызывает.
При извлечении трейлера с катером из воды необходимо помнить:
- автомобиль должен быть расположен на горизонтальной поверхности;
- прочный синтетический канат толщиной не менее 10 мм или стальной трос диаметром не менее 6 мм должны иметь длину, позволяющую расположить машину в таком месте, где будет обеспечено необходимое сцепление колес с грунтом;
- так как фиксация стойки дополнительного колеса производится "намертво" (стойка не поворачивается в зажиме), то предпочтительнее, чтобы движение прицепа с таким оснащением шло по прямой линии.
При транспортировке такого прицепа за автомобилем, не оборудованным фаркопом, надо иметь в виду, что на крутых поворотах предложенная конструкция может получить деформации. Для такого случая необходимо сделать дополнительное колесо поворотным по аналогии с авиационной, велосипедной или мотоциклетной конструкциями.
Если, в силу ряда причин, для постановки катера на трейлер последний необходимо загонять в воду за бровку, то применение лебедки (фото 4) грузоподъемностью до 1 т гарантированно обеспечит успех. Однако нельзя забывать, что при извлечении трейлера лебедкой нужна надежная фиксация автомобиля на берегу с помощью подкладок под колеса. Кроме того, если придется выполнять несколько циклов работы такой лебедкой (один цикл - примерно 1,5 м), то необходимо надежно подстраховывать трейлер тросом, а в качестве "удлинителя" лебедки использовать отрезок цепи со сварными звеньями и карабины.
|