Житомирский
рыболовный клуб

"ПОЛЕСЬЕ"

 

ПОГОДА
Житомир
Разделы
Опыт [12]
Снасти [6]
Приманки [1]
Самоделки [1]
Главная » Файлы » ТРОЛЛИНГОМ » Опыт

Выбор лодки для троллинга
[ ] 12.09.2009, 22:45

Множество любителей используют лодку для ловли рыбы самыми разными снастями и способами. Требования к лодке общеизвестны, нет нужды на них останавливаться. Но при ловле на дорожку так называемое плавсредство играет особую роль.

В самом деле, изменяя скорость движения лодки, рыболов может не только регулировать скорость проводки блесны, но и вести ее на разной глубине. Важно также, что рыболов имеет возможность по своему усмотрению менять направление хода лодки, а значит - и блесны. Все это повышает эффективность ловли на дорожку. Недаром опытные рыболовы-дорожечники утверждают, что хорошая лодка - это едва ли не половина успеха ужения. К сожалению, в литературе по рыболовству очень мало сведений о качествах лодки для ловли на дорожку. Вот почему я попытаюсь, исходя из своей многолетней практики, восполнить этот пробел.

На наших водоемах можно встретить лодки самых различных конструкций и из самых разных материалов: деревянные с клинкерной (внахлест) или скифовой (встык) обшивкой, пластмассовые, металлические. В зависимости от формы корпуса имеются такие их разновидности: полугичка, шлюпка, фофан, утенок, плоскодонка, гулянка, ял.

рис.1Широко распространены сейчас деревянные шлюпки с клинкерной обшивкой - "Днепрянка", "Нева", "Волга". Эти лодки довольно устойчивы на курсе и, имея негладкую - уступообразную - обшивку, а также киль, обладают хорошей остойчивостью. Они с успехом могут быть использованы для ловли на дорожку, особенно те, длина которых не превышает 3,5 метра, а ширина - 1,2 метра.

Пластмассовые лодки по сравнению с деревянными менее остойчивы из-за гладкой обшивки и отсутствия киля и недостаточно устойчивы на курсе вследствие незначительной осадки и большой парусности. Металлические лодки, имея немалый вес и большую осадку, обычно малоподвижны и тихоходны.

Предприятия судостроительной промышленности выпускают гребные лодки - деревянные ("Кефаль", "Форель", "Утенок"), пластмассовые ("Пелла", "Ласточка", "Юбилейная") и металлические. Кроме "Малютки", все они могут передвигаться также и на подвесном моторе малой мощности. По своим конструктивным особенностям, размерам и весу они не очень подходят для ловли рыбы на дорожку. Если же рыболов все-таки вынужден выбирать лодку именно из этих, можно ему посоветовать "Форель", "Кефаль" или "Ласточку".

Впрочем, следует сказать, что встречаются и другие, достаточно хорошие деревянные лодки для ловли на дорожку. Однако, к сожалению, я не располагаю данными об их технических характеристиках и о том, какие предприятия их выпускают.

Упомяну еще два типа лодок, вполне пригодных для ловли на дорожку. Это челн, а также лодка, на которой можно грести, сидя на кормовой банке.

Челн обычно делают из досок либо выдалбливают из цельного ствола дерева. Он, как правило, невелик, легок на ходу, весьма подвижен, хотя и не очень остойчив. Сидя на корме, рыболов гребет одним небольшим и легким веслом, иногда не вынимая его вообще из воды, что дает возможность почти бесшумно и точно проводить блесну вблизи выбранного места. Пользоваться челном можно только в штиль, на слабом течении; он не приспособлен также для значительных перемещений в открытых частях водоема, где есть риск ухудшения условий плавания.

Лодки для гребли на корме делают мастера-умельцы. Я видел их на озере Селигер. Они имеют на корме дополнительные коробки для уключин, прикрепленные к привальному брусу и обшивке. Сидя на кормовой банке, рыболов не тянет рукоятки весел, лопасти которых погружены в воду, на себя, как обычно, а толкает от себя.

Такая гребля требует определенной сноровки, некоторого навыка и, пожалуй, несколько больших физических усилий. Но при этом рыболов хорошо видит пространство, которое простирается перед ним, поскольку он обращен лицом в сторону носа лодки, может точно вести лодку по выбранному курсу. Разумеется, рыболов сидит на кормовой банке только тогда, когда он ловит рыбу.

рис.2Лодка для ловли на дорожку должна не только выдерживать большие перегрузки, когда она иногда попадает на крупных водоемах в условия, близкие к штормовым, но и быть особенно послушной рыболову, когда ему в процессе ловли приходится часто менять скорость и направление ее движения, а также осуществлять резкие повороты.

В управлении лодкой при ловле на дорожку рыболов, стараясь вести блесну вблизи стоянки хищника, должен учитывать воздействие ветра и течения, скорость и направление которых могут к тому же иногда быстро изменяться, а также влияние волн, их высоту и направление движения. Одновременно приходится принимать во внимание форму и вес блесны, грузила (если оно имеется на поводке), толщину и длину лески, стравленной в воду.

Все это довольно сложно даже для опытного рыболова, начинающий же далеко не всегда способен справиться с такой задачей и ошибается примерно восемь-девять раз из десяти. Однако она облегчается правильным выбором лодки. Какой же она должна быть?

1. Прежде всего лодка должна быть мореходной. Это значит, что при ветре и волне она будет рыскать минимально, то есть меньше других судов отклоняться от курса. При бортовой качке у лодки с лучшими мореходными качествами она также будет минимальной. Другими словами, мореходная лодка больше, чем другие, устойчива на курсе и остойчива по отношению к волнам.

Оценить степень остойчивости лодки в отсутствие волн можно так: нужно наклонять ее то на левый, то на правый борт. Лодка с хорошей остойчивостью после прекращения действия сил, вызывающих ее качку, довольно быстро "успокаивается", то есть возвращается в исходное положение.

Я не рассматриваю влияние на лодку килевой качки, поскольку она значительно менее опасна, чем бортовая. Недостаточно остойчивая лодка при движении вдоль волны может не только зачерпнуть бортом воду, но даже и перевернуться. Кстати сказать, лодки с гладкой обшивкой корпусов менее остойчивы, чем лодки с килем и уступообразной обшивкой.

2. Лодка по возможности не должна иметь большой парусности. Это обеспечивается, если та часть корпуса, которая возвышается над водой, не слишком высока. В противном случае воздействие ветра на такую лодку будет значительным.

Определить степень парусности нетрудно. Для этого следует выехать в лодке на открытую часть озера, когда там наблюдается свежий ветер. Если при этом прекратить грести, то лодка под воздействием ветра на ее корпус, находящийся над водой, начнет свободно перемещаться по озеру, то есть дрейфовать. При незначительной парусности скорость дрейфа будет малой; если же парусность велика, то и скорость дрейфа будет большой.

рис.3При неглубокой осадке и отсутствии киля скорость дрейфа еще больше увеличится. Такую лодку удерживать на курсе очень трудно, ее все время будет сносить то влево, то вправо в зависимости от направления ветра. В этой ситуации рыболов вынужден прикладывать дополнительные усилия либо к правому, либо к левому веслу.

3. Лодка должна быть достаточно маневренной, то есть такой, чтобы рыболов мог управлять ею без особого труда. Она чутко реагирует на малейшее движение весел, легко выполняет любой маневр, задуманный рыболовом, в том числе быстро набирает и гасит скорость движения, легко переходит с одного курса на другой, круто поворачивает. Такая лодка обычно легка на ходу, имеет незначительные осадку и парусность.

Маневренность лодки в большой степени зависит от ее размеров и, в частности, от соотношения между длиной и шириной корпуса. Очевидно, что длинная и узкая или короткая и широкая лодка не может быть маневренной. Начинающему рыболову можно посоветовать выбирать лодку, длина которой от носа до кормы не превышает 3,5 метра, а расстояние между бортами в самой широкой ее части - 1,2 метра.

Следует помнить, что более узкие лодки не позволяют грести двумя веслами (к примеру, челн или байдарка).

4. Имеют значение хорошие ходовые качества лодки, тогда гребля, не требуя от рыболова больших физических усилий, будет доставлять ему удовольствие. Ведь нередко приходится преодолевать по воде 10 и более километров.

На первый взгляд может показаться, что легкая лодка обладает хорошими ходовыми качествами. Однако, как показывает опыт, это не совсем так. Лодка на ходу не должна быть ни слишком легкой, ни слишком тяжелой. В первом случае она имеет весьма незначительную инерцию и поэтому от гребка до гребка будет почти останавливаться, то есть станет двигаться скачкообразно. Кроме того, имея неглубокую осадку, легкая лодка подвержена ощутимому влиянию ветра и волн.

рис.4Что касается тяжелой лодки, то она, напротив, обладает слишком большой инерцией, из-за чего будет медленно набирать скорость и так же медленно терять ее, не говоря уже о том, что, имея довольно глубокую осадку, она будет малоподвижной. Разумеется, грести на такой лодке трудно.

Стало быть, можно сделать вывод, что хорошими ходовыми качествами обладает лодка средней тяжести. Кроме того, имеет также значение форма обводов носа лодки. При одних и тех же усилиях, затрачиваемых рыболовом в процессе гребли, лодка с тупоскулым носом двигается медленнее, чем с остроскулым.

5. Корпус лодки должен быть совершенно симметричным относительно ее продольной оси, иначе она будет все время уходить с курса вправо или влево в зависимости от того, в какой Части корпуса имеется асимметрия.

Однако же отыскать такую лодку, которая одновременно обладала бы всеми перечисленными качествами, почти невозможно. Хорошей лодкой для ловли на дорожку можно считать уже ту, которая обладает большинством из этих качеств. Но даже и такие лодки - редкость.

Есть еще мастера, умеющие сделать почти идеальную для ловли на дорожку лодку. Лодки, выпускаемые нашей судостроительной промышленностью, как я уже говорил, не очень подходят для этих целей. Правда, опытные ры-боловы-дорожечники даже и на них добиваются успеха, но начинающие испытывают большие затруднения, если вынуждены ими пользоваться.

Нужно отметить и такое важное обстоятельство: для ловли на дорожку следует применять лишь однопарные лодки. Они имеют три банки: носовую, среднюю и кормовую. Грести на них может только один человек, сидящий на средней банке. На двухпарных лодках грести могут одновременно два человека. По сравнению с однопарными они имеют несколько большие размеры, особенно в длину. Это делает их менее подвижными и более тяжеловесными.

Поскольку рыоолову-дорожечнику приходится очень много работать веслами, они должны отвечать определенным требованиям, в противном случае все удовольствие от рыбалки будет отравлено.

рис.5Весла должны быть сбалансированы по весу. Это значит, что вес той части весла, где находятся его ствол и лопасть, должен быть либо равен, либо чуть-чуть больше того веса, какой приходится на валек с рукояткой (при этом, конечно, имеется в виду, что весло находится на борту лодки на металлической уключине или между двумя деревянными колками). Если это условие не будет соблюдено, управление лодкой осложнится, а рыболов будет уставать от гребли.

Для каждой лодки весла подбираются индивидуально, и в них должно быть выдержано соотношение длины валька с рукояткой и остальных частей. Когда весла находятся на, уключинах в горизонтальном положении, расстояние между их рукоятками не должно превышать 1 -2 сантиметров. При большем расстоянии лодка станет двигаться замедленно, несмотря на дополнительные усилия гребца.

Весла по возможности должны быть относительно легкими и в то же время достаточно прочными, особенно в том месте, где они опираются на уключины или на борта лодки между колками, поскольку именно в этом месте они чаще всего ломаются из-за повышенных нагрузок во время гребли. Иногда весло ломается и у основания лопасти. Разумеется, поломка весла - это чрезвычайное происшествие, порой - драматическое, если оно настигло рыболова в безлюдном месте, далеко от берега, да еще в непогоду (ветер, волна).

Форма лопасти у весла должна быть такой, чтобы оно легко входило в воду и надежно "захватывало" ее в момент гребка. Кроме того, лопасть должна быть прочной, но не очень толстой.

Исходя из собственной практики, приведу оптимальные размеры весла:

полная длина определяется по формуле (1/2 ширины лодки) X (3,75...3,8);

длина лопасти - 60, ширина - 17 сантиметров;

диаметр ствола в месте крепления уключины - 5,5 сантиметра, а диаметр рукоятки - 4-4,5 сантиметра.

Если рыболову грести легко и удобно, лодка чутко реагирует на движения весел и к тому же достаточно надежно противостоит влиянию на нее ветра, волн и течения, - значит, вы удачно подобрали и лодку, и весла.

рис.6Следует остановиться на конструкции уключин. Уключины - довольно существенная деталь в оснащении лодки, поэтому начинающему рыболову надо иметь хотя бы самое общее представление о том, какие существуют их варианты.

Уключины бывают металлические и деревянные. Первые выпускают предприятия судостроительной промышленности, вторые изготавливают мастера-умельцы и ставят их обычно на самодельные лодки. Металлические уключины условно можно разделить на рожковые, серповидные и поперечные. Наименее удачные из них поперечные. Они жестко укрепляются на веслах, а их стержни проходят у начала вальков насквозь через середину стволов весел, что снижает их прочность. Не удивительно поэтому, что чаще всего ломаются весла именно с поперечными уключинами. Кроме того, эти уключины при гребле не позволяют лопастям весел принимать горизонтальное положение, что затрудняет движение при сильном встречном ветре.

Что касается рожковых и серповидных уключин, то весла, которые в них вставляются, обычно оснащаются специальной манжеткой с каблуком. Каблук представляет собой выпуклый валик на конце манжеты, который обращен в сторону рукоятки весла. Он служит для того, чтобы удерживать весло в уключине, не давая ему сползать в воду при гребле. Как правило, манжету и каблук делают из толстой кожи или кожзаменителя. Они надежно предохраняют весла от истирания и изнашивания в том месте, где чаще всего случаются поломки.

Видов деревянных уключин довольно много. Отход весел при гребле у одних ограничивают колодки, у других - кольца, сплетенные из каких-либо тонких, прочных и гибких прутьев, у третьих - круглые штыри.

Стержни на бортах лодки, являющиеся опорой для весел, - это заостренные с одного конца, прочные круглые колобашки диаметром около 2,5 и высотой примерно 14 сантиметров. Их забивают в отверстия, сделанные для них в специально укрепленных местах на бортах лодки. Колодки прочно прибивают гвоздями сверху на борта лодки. Что касается штырей, то их укрепляют на бортах лодки так же, как и стержни; штыри отличаются от стержней лишь тем, что они несколько тоньше.
Категория: Опыт | Добавил: Mixxx
Просмотров: 2709 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/1 |